+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.09.2017 13:30:00
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Хаос в Ryanair: эксперты теряются в догадках

Крупнейший авиаперевозчик Европы отменяет 2 тыс. своих рейсов и объясняет это причинами, в которые никто не верит. DW рассматривает возможные версии неожиданного кризиса в европейских аэропортах.
"Я приношу искренние извинения. Этот хаос устроили мы сами", – самокритично заявил глава ирландской авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири на пресс-конференции в понедельник, 18 сентября. Шеф крупнейшего в Европе авиаперевозчика даже не пытался оправдываться. Он подтвердил число отменяемых рейсов – около 2 тыс. – и в качестве причины указал на грубые ошибки в планировании отпусков и отгулов летного состава. Дескать, их накопилось столько, что поддерживать нормальный летный график в ближайшие 1,5 месяца, т. е. до конца октября, стало невозможно. Пунктуальность полетов упала ниже 80%, что является абсолютно недопустимым, подчеркнул М. О'Лири, с чем согласны практически все опрошенные СМИ в эти дни авиаэксперты, а также разъяренные пассажиры.

А потому руководство Ryanair приняло решение просто отменить часть рейсов, а пассажирам выплатить компенсацию или перебронировать билеты. С учетом внушительного числа рейсов, которые компания выполняет (более 2,5 тыс. в день), отмена 50 рейсов затронет лишь 2% пассажиров, попытался сгладить негативный эффект М. О'Лири. Правда, тут же признал, что даже и при таких цифрах совсем без ущерба для репутации Ryanair из этой истории не выберется.

Самокритика главы ирландского лоукостера, однако, вовсе не способствовала снижению напряженности. Почему же, если затронуты только 2% пассажиров, всех настолько взволновала история с Ryanair? Представители Еврокомиссии усмотрели в действиях низкобюджетной авиакомпании возможное нарушение прав потребителей. В Брюсселе напомнили об обязательных компенсациях, которые, по нормам ЕС, могут составлять до €600 на человека.

Но наибольшую критику вызвал тот факт, что, объявив об отменах рейсов, лоукостер не удосужился проинформировать об этом широкую общественность. Так, когда в пятницу, 15 сентября, появились первые сообщения об аннулировании полетов на последующие 6 недель, на сайте Ryanair была размещена информация только о расписании на следующие 3 дня. После критики из Брюсселя горизонт расширили до 8 дней, а потом и до конца октября.

Тревогу вызвал и тот факт, что Ryanair – не просто успешная авиакомпания-лоукостер. В 2016 году ирландцы перевезли 117 млн пассажиров и обогнали прежнего лидера, немецкую Lufthansa, обслужившую 109,7 млн человек.

В итоге лоукостер Ryanair сегодня представлен на всех ключевых рынках Европы, активно участвует в проходящем сейчас конкурсе на приобретение итальянской национальной авиакомпании Alitalia, а также присматривался к обанкротившемуся летом в ФРГ перевозчику Air Berlin. М. О'Лири, который превратил Ryanair в самую прибыльную авиакомпанию континента, уже 20 лет считают главным двигателем конкуренции на европейском авиарынке. Но насколько надежным оказался этот лидер? В опубликованном под давлением Еврокомиссии списке отмененных рейсов можно найти все ведущие европейские метрополии: Брюссель, Лондон, Милан, Рим…

В финансовой надежности Ryanair никаких сомнений нет. Так, во II календарном квартале 2017 года прибыль авиаперевозчика выросла на 55% и составила впечатляющие €397 млн. Сомнения возникли в будущем бизнес-модели. Ее главными отличительными чертами являются максимально жесткая экономия на всем, включая персонал, и максимальная концентрация на собственных интересах – в том числе, как говорят критики, и в ущерб обществу. Не случайно бургомистр Берлина Михаэль Мюллер недавно называл Ryanair фирмой, враждебной сотрудникам, а ее модель – раннекапиталистической, имея в виду условия работы в фирме, которые в глазах многих в Германии граничат с эксплуатацией.

Сторонники такой точки зрения указывают на решение Ryanair с 2009 года не заключать с пилотами трудовой договор как с сотрудниками компании. Вместо этого пилоты создают подобие индивидуальных частных предприятий, с которыми лоукостер и подписывает соглашения. Это позволяет фирме экономить на социальных отчислениях на персонал. Такую модель авиаперевозчик пытается применять не только в Ирландии, но и в других странах. Однако получается это не везде. Так, в Германии прокуратура Кобленца уже не первый год ведет расследование легальности такой модели занятости. Впрочем, обвинения против Ryanair до настоящего момента не выдвинуто.

Так что неудивительно, что упомянутая М. О'Лири неожиданная версия с отпусками пилотов, которые якобы не удалось распределить крупнейшему в Европе лоукостеру, имеющему один из самых технологичных производственных процессов, породила целый ряд конспиративных версий происходящего. Так, ирландское издание Irish Independent сообщает, что на самом деле проблема в массовом исходе пилотов из Ryanair: из компании ушли 140 летчиков, перешедшие на работу к конкуренту, компании Norwegian Air.

Еще более смелую версию высказал агентству dpa Геральд Висель, эксперт гамбургской фирмы Airborne, специализирующейся на консалтинге в авиаперевозках и логистике. Он полагает, что ирландцы тайно готовятся поучаствовать в покупке немецкой Air Berlin. Причем купить самые лакомые куски компании, а именно закрепленные за ней слоты в немецких аэропортах.

Под слотами в авиаперевозках понимают время, выделяемое авиакомпании на взлет или посадку, и это время является крайне дефицитным товаром в переполненных европейских авиагаванях. Причем по правилам Евросоюза перераспределение таких слотов в случае банкротства авиакомпании происходит в кратчайшие сроки, а получить их может только та авиакомпания, которая на тот момент имеет достаточно свободных самолетов и может эффективно этими слотами воспользоваться.

Вполне понятно, что после отмены 2 тыс. рейсов у Ryanair возникают свободные мощности. Но ирландский перевозчик версию со слотами не прокомментировал. Впрочем, ждать осталось недолго: решение о судьбе Air Berlin будет принято 25 сентября.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions