+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.08.2016 17:31:08
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Альтернатива дирижаблестроению – реконструкция Транссиба

Возможное возрождение в России дирижаблестроения всколыхнуло общественность и уже не первый день очень бурно обсуждается в Сети. Напомним, что Совбез РФ обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с предложением рассмотреть проект под названием «Единая Евразия», согласно которому в России должны будут появиться новые транспортные коридоры, связывающие Транссиб, Байкало-Амурскую магистраль и Северный морской путь – в том числе при помощи дирижаблей. Кто-то уже предрекает очередные крушения летательных аппаратов легче воздуха. Кто-то обсуждает нецелесообразность планируемых для реализации этого проекта денежных сумм. Кто-то, напротив, убежден в крайней необходимости порядком позабытого вида транспорта, благодаря которому станет гораздо проще перевозить огромные количества грузов. Кто-то просто-напросто ностальгирует по историческим временам, мечтая увидеть дирижабли в небе. Мнений на самом деле множество. В роли независимого эксперта по этой теме РЖД-Партнер выбрал генерального директора консультационной компании «Infomost Consulting» Бориса Рыбака, специализирующегося на авиакосмической промышленности, транспорте и инфраструктуре. 

– Борис Борисович, можно ли назвать проект «Единая Евразия» реализуемым?

– В целом – да. Современные композиционные, металлические и прочие материалы позволяют делать дирижабли с лучшими техническими характеристиками и уровнем безопасности, чем это было раньше. Другой вопрос: кому это нужно? В первую очередь – разработчикам подобной техники, которые очень хотели бы сделать аппарат, который бы серийно использовался. На протяжении десятков лет с момента возникновения воздухоплавания многие люди интересуются созданием разнотипных дирижаблей. Но главная проблема в том, что они находились в эксплуатации лишь до 1930-х годов, причем все это закончилось ужасной катастрофой, после которой дело было практически свернуто, продолжая хоть как-то развиваться лишь на уровне энтузиазма. К тому же сегодня есть более экономичные способы путешествий и доставки грузов. Существуют железные дороги, речной и воздушный транспорт, которыми мы научились перемещать довольно тяжелые объекты. Как известно, теоретическое преимущество дирижаблей над уже существующей техникой заключается в том, что можно взять огромные грузы (к примеру, по 200-300 т) и потихоньку переместить их в труднодоступное место по воздуху. Однако на практике это чудовищно сложно, если говорить об управлении дирижаблями. Их эксплуатация очень сильно зависит от движения воздушных масс, которыми мы управлять не в силах. Даже безопасно припарковать дирижабль уже проблема, потому что налетевший шквальный ветер может, например, разрушить площадку для стоянки и унести аппарат, условно говоря, на высоковольтную линию. Но энтузиасты уверяют, что все решаемо. Ведь мы же научились, допустим, в 400-тонные машины загружать по 500 пассажиров и перевозить их на расстояние 10 тыс. км, что тоже изначально казалось нерешаемой задачей.

– Если другие виды транспорта успешно справляются с перевозками пассажиров и грузов, есть ли вообще необходимость в возобновлении дирижаблестроения? Особенно учитывая то, что с середины прошлого века все попытки экономически выгодного использования дирижаблей успехом так и не увенчались.

– Я люблю футуристичные проекты – в них иногда бывает смысл. И дирижабли – это совсем не прошлый век. Но ведь есть куда более понятные объекты вложения. В оправдание авторов проекта могу сказать лишь то, что территория России действительно огромна и при этом очень слабо оснащена инфраструктурой, а потому организация меридианных связей поперек страны за счет дирижаблестроения частично оправдана. Однако куда большего результата можно было бы добиться, загрузив упомянутые суммы в реальную реконструкцию Транссиба и заодно убрав таможенные барьеры, которые не

позволяют организовать транспортировку грузов по этой магистрали, из-за чего их возят из Юго-Восточной Азии в Европу по морю, а не по железной дороге. Расчистка этих факторов радикально изменила бы ситуацию и сэкономила бы бюджетные средства. Да и воздушный коридор у нас, если на то пошло, используется только для пролета. Лишь «Волга-Днепр» садится в Шереметьево и дальше летит из Европы в Шанхай, Токио и т.д.

– Согласны ли вы с тезисом, будто бы построение инфраструктуры, связанной с дирижаблями, позволит реализовать транзитный потенциал России?

– На самом деле подобные заявления ложные. Транзитный потенциал никакого отношения к инфраструктуре не имеет и лежит в администрировании. Здесь вопросы в другом: можно ли, не растамаживая груз, подержать его сутки на территории страны, и сколько вообще у тебя идет растаможивание – три дня или пару часов. Характерный пример – Дубай, через который идут большие потоки воздушного транспорта. Там делай что хочешь – все быстро и легко. Хотя и лететь далеко.

– В электронных СМИ уже появляются заголовки, дескать, Россия может стать столицей дирижаблестроения. Пустой звук, как считаете?

– Россия точно не является мировым лидером в дирижаблестроении и никогда им не была. Страны, которые всегда лидировали, – Германия и Штаты. Они на двоих строят дирижаблей больше, чем весь остальной мир вместе взятый. Не будем забывать и о том, что России уже бессчетное количество денег загрузила в воссоздание авиационной промышленности, а процесс идет очень трудно. Но в этом хотя бы определенный смысл есть. Потому что когда пыль осядет, останутся технологии, останутся люди, которые умеют это делать, останется какое-то количество самой техники. Причем ее второе или третье поколение действительно может оказаться лучше предыдущего, как, например, МС-21 может оказаться лучше, чем «Сухой Суперджет 100». Даже бесчисленные деньги, загружаемые в российский автопром, и то могут быть обоснованы тем, что у нас со временем все-таки могут появиться хорошие «Жигули», во что я, впрочем, уже не верю. Дирижабли же – очень проблемная история. И строить на этом национальный инфраструктурный проект никак нельзя – риски слишком высоки.

– Существует ли вероятность того, что дирижабли станут воздушной помехой для других судов?

– Нет, дирижабли летают существенно ниже самолетов, поэтому никакой опасности для них не представляют. К тому же организация воздушного движения для того и существует, чтобы никто никому не мешал.

– Выходит, что по-настоящему большая проблема все-таки одна – экономическая?

– Получается, что так. Саму-то оболочку построить недорого, а вот что потом с ней делать – уже большой вопрос. Для начала бы лучше построили одну дирижабельную линию, допустим, между Воркутой и Нижневартовском, где кроме зимников нет другого транспорта; попробовали бы эксплуатировать там, скажем, пять дирижаблей; а уже на основании полученного опыта говорили бы, имеет все это смысл или не имеет. Такой подход представлялся бы логичным. А так мы не имеем ни одного реально эксплуатируемого дирижабля и, повторюсь, сразу хотим строить национальный инфраструктурный проект, тратя на это миллиарды долларов. Смешно просто! Железную дорогу надо починить для начала – было бы куда полезнее.

Степан Ратников 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions