+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.03.2022 11:08:12
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

Цены на обслуживание автомобилей в сервисных центрах вырастут даже быстрее, чем цены на сами машины

В России подорожание автомобилей и их дефицит на рынке не прекращались на протяжении всего 2021 года, отмечает эксперт маркетплейса «Банкавто» Сергей Власов. По его словам, отказ ряда зарубежных концернов от автомобильных поставок в РФ приведет к усилению трендов в обоих упомянутых направлениях. Что еще ждет отечественный рынок в условиях западных санкций и проблескивают ли лучики света в конце тоннеля – в интервью, которое аналитик дал РЖД-Партнеру.
Цены на обслуживание автомобилей в сервисных центрах вырастут даже быстрее, чем цены на сами машины
– Как изменится рынок после прекращения поставок зарубежных авто в Россию?

– Автопроизводителям в последние две недели было сложно решить, по каким ценам продавать машины дилерам, а авторитейлерам – определиться, по каким ценам их реализовывать. Все это привело к скачкообразному росту ценников на авто. Сегодня курс более-менее стабилизировался, большая часть автоконцернов приняли решение о продолжении или приостановке деятельности. Теперь можно ожидать некоторой стабилизации с ценами – не без роста передела долей автобрендов на рынке и постепенного восстановления продаж, хоть и при меньшем количестве представленных на рынке марок. Думаю, в нашей стране останутся по большей части те автоконцерны, которые имеют в России собственное производство. Далее вполне вероятна переориентация рынка на отечественные, корейские и китайские авто. Сегодня АвтоВАЗ испытывает определенные трудности с поставками комплектующих и остановкой конвейеров, зато в перспективе, справившись с производственными проблемами, Lada может не только восстановить падение продаж, но и увеличить свое присутствие на рынке в том случае, если западные автомобильные концерны продолжат бойкот.

– Автопроизводители каких стран смогут извлечь пользу из сложившейся на российском рынке ситуации?

– Запланированная китайскими автоконцернами экспансия может стать еще проще в новых реалиях. Автопроизводители из Поднебесной с высокой вероятностью займут часть рынка, которая освободится из-за приостановки поставок и ухода других зарубежных автоконцернов из России. Многие китайские марки уже опубликовали официальные сообщения, что остаются на российском рынке, работая в штатном режиме. Для них это будет проще всего, ведь Китай не вводил никаких санкций против нашей страны. Кроме того, на фоне взлета продаж китайских марок в 2021 году на российский рынок могут потянуться и другие автопроизводители из Поднебесной: Foton, BYD, Saik.
Корейские бренды, в свою очередь, тоже не станут легко отдавать завоеванную долю рынка. Возможно, даже постараются ее увеличить. С учетом того, что они занимают порядка четверти российского авторынка, вероятность их ухода действительно мала. Зачем отказываться от лидерских позиций, когда есть возможность их еще и улучшить, поборовшись за часть рыночной доли тех брендов, которые приостановили свою деятельность в России? Даже в случае возможного ухудшения ситуации корейские автоконцерны наверняка попытаются найти обходные пути и остаться на отечественном рынке.
Автопроизводителей, приостановивших свою деятельность в РФ, ждет сокращение мировых продаж в целом и доходов с российского рынка в частности. Заморозить деятельность автоконцерны заставила геополитическая ситуация. Однако всем понятно, что уход с российского рынка принесет им финансовые потери, исчисляющиеся миллиардами евро. Многие автоконцерны до сих пор в открытую не заявили об уходе с нашего рынка, ограничившись словами о приостановке поставок или производственных линий, называя в числе причин не столько политическую ситуацию, сколько валютные колебания, проблемы с логистикой и перебои с поставками компонентов. Поэтому есть вероятность того, что часть автопроизводителей планируют вернуться на отечественный рынок при стабилизации обстановки.

– Какой Вам видится ситуация с комплектующими? Ощутят ли их дефицит россияне? И какие профилактические шаги следует предпринять автовладельцам?

– Проблем с комплектующими, к сожалению, не избежать. Почти во всех машинах, которые производят в России, используются иностранные компоненты. В сложившейся ситуации из-за проблем с логистикой точный срок поставки некоторых запчастей назвать просто невозможно. Поэтому цены на обслуживание автомобилей в сервисных центрах вырастут даже быстрее, чем цены на сами машины. Если к перебоям с поставками добавятся и санкции, то недостаток комплектующих рынок почувствует в течение 1–2 месяцев. Однако послепродажное обслуживание, в том числе по маркам, объявившим о приостановке своей деятельности в РФ, у официальных дилеров продолжается в прежнем режиме. Об этом сообщают и сами автоконцерны. Так, Volvo, к примеру, продолжает оказывать гарантийное обслуживание, несмотря на приостановку импорта в Россию. Автовладельцам сейчас в первую очередь стоит постараться увеличить срок службы авто.

– А как себя поведут представители отечественного машиностроения?

– Все уходы с российского рынка, как и временное прекращение деятельности зарубежных автопроизводителей, освободят место для оставшихся и новых игроков. Так, приостановка сотрудничества с Daimler Trucks, конечно, окажет влияние на КамАЗ, но со временем можно найти нового партнера, например, из того же Китая. А приостановками деятельности Ford может воспользоваться ГАЗ, в сегменте LCV у отечественного автопроизводителя не останется конкурентов.

– Современные российские авто конкурентоспособны по сравнению с иномарками, покидающими наш рынок?

– Отечественные автомобили из года в год продолжают занимать лидерские позиции по продажам благодаря неизменным преимуществам. Говорю о невысокой по сравнению с зарубежными аналогами цене (если не брать в расчет текущую нестандартную ситуацию), высокой ремонтопригодности и довольно быстро развивающемся в последние годы дизайне и уровне комфорта. Кроме того, нельзя не отметить неприхотливость и высокую проходимость отечественных авто, что так важно на российских дорогах. Наши машины вполне конкурентоспособны в своем сегменте.

– Давайте завершим все прогнозами – оптимистичным и пессимистичным. Какими они Вам видятся?

– С учетом приостановок работы и даже ухода некоторых крупных автоконцернов с российского рынка выбор доступных марок и брендов, особенно американских и европейских, сократится. Новых машин в принципе станет меньше. Соответственно, продажи упадут. Однако освободившееся на рынке место, скорее всего, захотят занять отечественные и азиатские марки. Сохранить и укрепить позиции постарается, вероятно, и концерн Renault-Nissan. Ведь сворачивать бизнес, оставляя место в топе, не захочется никому. По итогам февраля доля корейских автопроизводителей составляла 25% от российского авторынка, китайских – около 9%. Долю компаний, которые приостановили свою деятельность в РФ по итогам февраля, можно оценить на уровне 20%. Даже при вероятном усилении санкционного давления на Россию и в случае, если вдруг западные автопроизводители примут решение участвовать в экономическом бойкотировании нашей страны, уже к лету можно ожидать заметный рост доли продаж корейских и китайских автомобилей, которая – при возможности наращивать поставки – к июню может превысить 50%. Это при пессимистичном сценарии приостановки продаж авто западными марками.
А при оптимистичном (то есть при возобновлении поставок машин большинством западных компаний на российский рынок) – доля корейских и китайских автомобилей может составить 40–45%. Помимо франко-японского альянса, китайцев и корейцев, которые будут держать позиции, освободившееся на рынке место может привлечь еще и индийские автоконцерны, например Mahindra или ТАТА.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions