+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.02.2023 16:20:35
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Низкий спрос на газовые автомобили сдерживает развитие рынка газомоторного топлива

От динамики роста парка транспортных средств, работающих на газе, зависят темпы расширения газозаправочной инфраструктуры.

И рост, и падение

Как было отмечено на недавнем совещании в Торгово-промышленной палате России, с одной стороны, в стране сохраняется положительная тенденция: в 2022 году объем реализации компримированного природного газа (КПГ) для автотранспорта составил почти 1,5 млрд куб. м. Это вдвое больше по сравнению с результатом пятилетней давности. Спрос на газомоторное топливо растет во многих российских регионах.

В топ-3 в прошлом году вошли Ростовская область (продажи ГМТ выросли до 105 млн куб. м), Краснодарский край (77,9 млн куб. м), Татарстан (75,5 млн куб. м).
В то же время в 2022 году произведено 6,5 тыс. автомобилей, тогда как в 2021-м – 10,7 тыс. Снизилось и количество переоборудованной техники - с 25,8 тыс. до 19,5 тыс. ед.
Конечно, не могла пройти бесследно ситуация с санкциями. Так, китайская Weichai Power прошлой осенью приостановила поставки газовых двигателей для седельного тягача KамАЗ-5490 NEO 2. Правда, во второй половине 2023 года российский автоконцерн предполагает вывести на рынок КамАЗ-65657 и КАМАЗ-65658 на КПГ, а также КамАЗ-54901 на СПГ с силовыми установками отечественной разработки.

Как уточнил независимый консультант Сергей Бургазлиев, по ключевым компонентам газомоторного оборудования производства в РФ нет. Приходится искать комплектующие, произведенные в Европе, Китае, Латинской Америке. Лучше ситуация обстоит с газобаллонным оборудованием, которое выпускается в России и Узбекистане.
Китай хотя и выпускает газомоторные машины, все же лучше рассматривать как поставщика по компонентной базе, считает председатель Российско-азиатского делового совета Максим Кузнецов. По его словам, в КНР есть компании так называемого первого эшелона, которые не будут сотрудничать в вопросах прямых поставок с россиянами, как та же Weichai Power, у которой имеются кооперационные связи с ЕС и США. Но имеются все шансы на сотрудничество с менее раскрученными поставщиками. При этом в Китае существует несколько рынков запчастей и компонентов с принципиально разными уровнями цен.

Чтобы быть уверенным в качестве продукции, нужно проверять всех новых контрагентов и каждую отгрузку, контролировать все финансовые и юридические риски в текущих условиях, дает совет М. Кузнецов. Кроме того, целесообразно при налаживании торговых связей задействовать ресурс деловых ассоциаций.

На заправках без очередей

В настоящее время в РФ насчитывается примерно 285 тыс. автотранспортных средств, работающих на газе. Для страны, которая обладает значительными запасами углеводородов, это крайне мало, подчеркивает президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. Для сравнения, в Пакистане на ГМТ эксплуатируются 1,5 млн машин.

Недостаточный уровень парка приводит к другой проблеме. В настоящее время газозаправочные станции загружены на 34% (это среднероссийский показатель). Профицит их мощностей - более 2 млрд куб. м.

Существующая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) рассчитана сегодня не менее чем на 500 тыс. машин. «Те, кто создают такие заправки ставят вопрос, для кого мы будем создавать эти сети, кто будет на них заправляться, если нет достойного количества техники», - подчеркивает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Да, федеральный проект «Чистая энергетика» предусматривают увеличение в 2025 году парка до 500 тыс. автомобилей на ГМТ. Правда, насколько эта цель осуществима, пока не ясно. В лучшее время прирост транспорта, работающего на газе, в России составлял 30-35 тыс. ед. ежегодно. Если двигаться такими темпами, то целевой уровень достичь за 2-3 года проблематично, соглашается гендиректор ООО «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко.

Тот же проект «Чистая энергетика» предусматривает увеличение газозаправочных объектов в России с нынешних 728 газозаправочных объектов до 1273 в 2025 году.
Однако стоит ли активно вкладываться сейчас в создание АГНКС, когда у имеющейся сети газовых заправок столь серьезный профицит мощности? Д. Корниенко считает, что меры поддержки целесообразно усилить именно при стимулировании перевода действующего и приобретения нового газового транспорта.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions