+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.11.2023 16:07:12
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Автопроизводители столкнулись с дефицитом автовозов и водителей для них: как это повлияет на покупателей

Автопроизводители столкнулись с дефицитом автовозов и водителей для них: как это повлияет на покупателей
В последнее время доставка автомобилей с заводов-производителей до дилерских центров обходится все дороже. Рост цены на услугу, по данным ведущих отечественных автоконцернов, – не менее чем в 2 раза. Среди основных причин – дефицит автовозов, а также водителей для них. РЖД-Партнер спросил у дилерского сообщества, может ли такая ситуация отразиться на простых покупателях: ждать ли роста цен на авто?

Суть проблемы

На прошлой неделе проблему подсветили многие федеральные СМИ. Все из-за обращения АвтоВАЗа и «Соллерс» (марка УАЗ) к Минтрансу и Минпромторгу. Они обратили внимание властей на «неконтролируемое удорожание логистики» при доставке дилерам. Автопроизводители и самостоятельно ищут решения. Например, УАЗ с 1 ноября ввел частичную компенсацию стоимости доставки автомобилей к дилерским центрам в 50 тыс. руб. на один автомобиль. Как объяснили РБК в «Соллерс», рекомендуемая розничная цена всех моделей бренда остается без изменений.

Причины удорожания логистики, как мы уже отмечали, во многом видятся в дефиците автовозов и сокращении водительского состава. Как объяснял РЖД-Партнеру президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин, примерно на 20% сократился водительский состав, из-за чего зарплаты пошли вверх. «В сентябре мне компании сообщали, что не могут найти сотрудника на зарплату в 250 тыс. руб. Поднялись зарплаты и, как следствие, налоги. Все это влияет на логистику, которая по кругу разгоняет ключевую ставку», – пояснил он.

Ранее РЖД-Партнер писал, что, по данным hh.ru, спроса на вакансии дальнобойщиков нет уже 1,5 года. На дефицит самих автовозов повлияло несколько факторов. Самые главные из них – уход иностранных компаний и сокращение поступления автомобилей на рынок, изменение направлений логистики, сложности при покупке запчастей и импортной техники в целом. Все это привело к тому, что часть предприятий продали свои автовозы, купили полуприцепы и прицепы и занялись другими видами перевозок, говорит В. Матягин.

Удорожание логистических услуг при этом происходит повсеместно. Причины шире, чем кризис вокруг автовозов: влияет рост цен на сам транспорт, лизинг и топливо.

Что говорят дилеры

Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Жигалов рассказал РЖД-Партнеру, что напрямую дилерские предприятия с проблемой нехватки автовозов не сталкиваются, так как доставку автомобилей, как правило, осуществляют сами производители, импортеры и дистрибьюторы.

«Стоимость этой логистики включается в общий прайс-лист, то есть цена автомобиля в автосалоне не зависит от удаленности от центрального склада. Соответственно, дилеры эту проблему подробно не видят», – комментирует В. Жигалов.

Однако проблема все же ощутима: возникают задержки поставок. Но происходит это от дефицита не самих автовозов, а водителей для них. Нехватку таких специалистов ощущают все сегменты экономики, говорит собеседник издания. «Дефицит длится достаточно давно, он касается практически всех секторов экономики. Дефицит специалистов среднего и начального уровней, куда как раз попадают водители-дальнобойщики, достаточно серьезный. Из-за этого заказчики вынуждены покупать дефицитных сотрудников на рынке дороже, что ведет автоматически к росту издержек и росту себестоимости всей продукции», – говорит он.

В. Жигалов считает, что это системная проблема. Большой отток сотрудников рабочих специальностей произошел во времена ковида, когда она стали уходить, например, в курьерские службы, где зарплаты оказались выше, а сама работа проще, порой она не требовала вообще никакой квалификации. Решить проблему и снова привлечь водителей можно, предложив им конкурентоспособную зарплату и хорошие условия труда с достойным социальным пакетом. «Нужно сделать профессию привлекательной. Здесь работает конкурентная экономика: люди идут туда, где им больше платят, где им удобнее работать. Поэтому нужно бороться за сотрудника. Естественно, нужно подтягивать и институт обучения этих сотрудников до современного уровня экономики, так как к системе их подготовки тоже есть масса вопросов», – поясняет он.

О том, что проблема связана не только с автовозами, но и с водителями, рассказал РЖД-Партнеру и директор по развитию компании «Нижегородец» (имеет 33 дилерских центра в Нижегородской области, Республике Мордовии и Московской области. – Прим. ред.) Алексей Макаров. Он отметил, что время на доставку автомобилей из-за смены логистических направлений увеличилось в разы.

«До 2022 года большинство автомобилей в Россию поступали через европейскую часть страны. Здесь же были созданы большие логистические хабы. Из них автомобили доставлялись автовозами до Урала, и практически 85% таких перевозок занимали примерно одну неделю. Сейчас ввоз автомобилей в Россию идет через восточное направление. Чтобы вывезти оттуда машины и доставить их в центральную часть, требуется около трех недель. Очевидно, что в новых сложившихся условиях и при идентичном количестве автовозов случился их дефицит», – рассуждает о проблеме в целом А. Макаров.
По его мнению, из-за этого автоматически случился и дефицит кадров среди водителей. «Возросшая потребность привела к увеличению заработной платы в этой отрасли: в среднем она сейчас составляет около 200 тыс. руб. на одного водителя», – говорит специалист.

Изменения в логистике, отмечает А. Макаров, влияют на повышение стоимости автомобилей. «Увеличилось плечо доставки автомобилей, и на сегодняшний день в цене автомобиля 10–11% заложено на логистику», – поясняет он.

Скидка дилерам за самовывоз – перспективно?

А. Макаров заявляет, что возникла сложная ситуация, для которой автопроизводители стараются предлагать решения. «Лидеры-автопроизводители сейчас рассматривают возможность предоставлять дилеру скидку на автомобили при их самостоятельном вывозе со склада дистрибьютора. Таким образом, сегодняшний рынок автомобильных перевозок начинает носить хаотичный порядок и формируются новые подходы к продаже машин», – говорит он.

Предложение дилерам самим забирать автомобили со склада проблему не решит, считает В. Жигалов. По сути это будет просто перекладыванием работы с одного звена логистической цепочки на другое. Потребителям от этого лучше не станет.

«Чтобы дилеры сами забирали автомобили, нужны такие же автовозы с водителями. Импортер как крупный заказчик имеет гораздо больше возможностей организовать доставку, чем отдельное дилерское предприятие», – считает вице-президент РОАД.

Автопроизводители также думают сократить расходы на логистику, предложив покупателям самим забирать машины с заводов. Такой подход был распространен в Европе, напомнил В. Жигалов, но использовался он там исключительно в маркетинговых целях. «Когда клиент приезжал на завод, для него устраивалась экскурсия на производство, в музей марки. Автомобиль выдавался в торжественной обстановке. Это укрепляло приверженность клиента выбранному бренду», – рассказывает он.

В России же, говорит представитель дилерского сообщества, часть покупателей из Санкт-Петербурга раньше практиковали поездки за автомобилями в Москву, где цены были немного ниже. «Это недалеко, дорога хорошего качества. Такая практика была, но она составляла не более 5% от общего количества продаж. Учитывая, что цена автомобиля с доставкой дилерскому предприятию не зависит от региона и удаленности, ехать самому достаточно хлопотно: это повлечет дополнительные расходы. На мой взгляд, как средство борьбы с дефицитом водителей решение не очень продуктивное», – полагает он.

Как решить проблему: мнения экспертов

Чтобы восстановить рынок автовозов, как отвечал ранее РЖД-Партнеру В. Матягин, нужно закупить их и посмотреть, какое их количество необходимо. «Не случится ли, что через какое-то время перевозчик вновь останется без работы. Пока же рабочие альтернативы – контейнеры и те самые тентованные полуприцепы. Разумеется, число перевозимых таким образом легковушек ниже, чем автовозами, порядка 3–4 шт. Но удобство «тента» в том, [что] цена ниже и по пути обратно он также может взять груз. Есть случаи перевозки машин в одиночных газелях. В общем, бизнес ищет возможности решить вопрос дефицита», – поясняет эксперт.

Восстановить рынок автовозов можно, если расширить их производство внутри страны, считает аналитик, заместитель руководителя финансово-технологической компании "Only Bank" Виталий Китайчук. «Сейчас поступают множественные заказы на заводы в рамках увеличения автовозов отечественного производства. По моим ощущениям, в ближайшие годы наша страна сможет нарастить темпы и качество производства и минимизировать рынок автовозов из-за рубежа», – ответил он РЖД-Партнеру.

По мнению В. Китайчука, нехватка автовозов связана с новыми логистическими путями, для обслуживания которых они нужны. «Она связана с увеличением потока автомобилей из Китая и Беларуси (к примеру, сборка китайских автофирмы Geely происходит в Беларуси, а логистика оттуда осуществляется по большей части при помощи автовозов). Цены на автовозы выросли за последние полгода, логистические компании приобретали даже подержанные варианты для обеспечения потока заказов. Сама же логистика происходит через дружественные страны, такие как Киргизия, Монголия, Казахстан», – комментирует эксперт.

В. Китайчук считает, что дефицит автовозов сегодня может повлиять только на ожидание новых моделей автомобилей в салонах. «Подорожания авто действительно стоит ожидать – минимум на 20% в течение 2024 года, но нехватка автовозов не основная причина этого», – заявляет он.

Эксперт также отметил, что меры, которые уже принимают автопроизводители, чтобы разобраться с проблемой вокруг автовозов, вполне эффективны, но их стоит воспринимать как временные. «Автопроизводители ввели надбавки на транспортировку собственной продукции, но если разбирать вопрос детальнее, то можно выяснить, что стоимость транспортировки авто всегда была включена и заложена в конечную цену покупки авто дилерскими центрами. Но не стоит поднимать шумиху. Тот же УАЗ ввел частичную компенсацию в 50 тыс. руб. При средней стоимости нового авто УАЗ Patriot в 1,8 млн руб. надбавка на транспортировку составит всего 2,7% от стоимости авто. С учетом тенденции ежегодного роста стоимости авто это будет даже неощутимо. Автопроизводители впервые открыто показывают и обосновывают причины незначительного увеличения стоимости. И эта тенденция «открытой игры» не может не радовать», – комментирует он.

Эксперт считает, что сами дилеры в подобных ситуациях умеют компенсировать непредвиденные расходы. «Это значит только одно: появится множество новых сервисных услуг и аксессуаров на рынке», – считает В. Китайчук.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions