+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.02.2017 11:58:08
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Автоперевозки грузов в январе

На автомобильных маршрутах отмечается тренд на медленное восстановление объемов транспортировок. До былого уровня им еще далеко. Тем не менее, динамика отрасли – положительная.
Небольшой, но все-таки рост

По оценкам аналитиков, в январе 2016 года по автомагистралям РФ было перевезено 318 млн т грузов, что на 1,5% больше, чем за аналогичный период 2016 г. При этом грузооборот составил 14,3 млрд т-км, что на 1,6% больше.

Напомним, грузооборот автотранспорта в декабре 2016 года, по данным Росстата, был равен 21,5 млрд т-км (+1,7% к аналогичному месяцу 2015 г.). Такая разница между двумя месяцами объясняется тем, что в январе многие компании ушли на новогодние каникулы. Кроме того, грузы на склады завозили с запасом в декабре.

Так что январь 2017 года представители автоперевозчиков прогнозировали провальным с точки зрения объемов. Тем не менее, показатели оказались несколько лучше ожиданий, что, впрочем, имеет весьма банальное объяснение: нынешние январские праздники в текущем году оказались короче, чем в прошлом году. С такой поправкой рынок автомобильных транспортировок в середине зимы выглядел гораздо лучше.

Экспорт едет в гору

В начале 2017 года был отмечен небольшой рост на международных маршрутах. Основным его драйвером стал экспорт из РФ.

На европейских линиях перевозки активизировались после того, как в конце 2016 года для того, чтобы обойти дефицит разрешений, компании из Польши и некоторых других европейских стран создали целый совместных предприятий в сфере логистики в Белоруссии и России. И это активизировало транспортировки на литовском и латвийском направлениях.

Стабильность международных перевозок на российско-польском направлении в январе обеспечили также подписание в конце сентября 2016 года в Санкт-Петербурге инструкции для контрольных служб и автомобильных перевозчиков по требованиям к оформлению товарно-сопроводительных документов. Был также согласовано проведение предварительного обмена разрешениями на 2017 год, которые будут действительны до 31 января 2018 года. Причем, количество дозволов оставлено в размере квоты, установленной в 2016 г., что должно удовлетворить потребности перевозчиков. Разрешения были переданы только в декабре 2016 года. Это объясняет, почему только с января 2017-го перевозки в данном направлении активизировались.

Аналогичная картина наблюдалась и на российско-латвийских маршрутах – благодаря согласованным разрешениям на перевозку грузов автотранспортом на 2017 год. Обмен дозволами начался опять-таки в декабре прошлого года (второй этап этой процедуры отложен до конца июня 2017 года).

Грузы поехали в Казахстан

Обеспечило прибавку в объемах перевозок международных грузов и казахстанско–китайское направление. На заседании Казахстанско–российской смешанной комиссии по вопросам сотрудничества в области международного автомобильного сообщения, которое состоялось в Астане 3 октября 2016 года, отмечалось, что за последние полтора года на нем объемы автоперевозок увеличились втрое. Этому способствовало формирование Единого экономического пространства. Оно создало условия для роста торговли между Казахстаном и РФ. И сейчас положительная динамика двусторонних перевозок грузов по автотрассам между двумя странами продолжается.

Позитивную роль сыграло временное решение по осуществлению перевозок грузов российским транспортом с территории Синьцзян–Уйгурского автономного района КНР транзитом через Казахстан в Россию. Оно будет действовать до начала полномасштабной реализации соглашения между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.

В связи с ростом автоперевозок через российско–казахстанскую границу транспортными ведомствами двух стран было решено обменяться дополнительным контингентом разрешений в/из третьих стран на текущий момент и увеличить предварительную квоту обмена бланками дозволов на 2017 год.

Азиатскую логистику обновят

Рост автомобильных грузоперевозок между Россией и Китаем заставил искать новые логистические цепочки. В конце прошлого года был опробован новый транзитный коридор в КНР через Монголию. И в январе текущего года по нему также шли дополнительные объемы внешнеторговых грузов. По мнению российских автоперевозчиков, это открывает путь не только в северные провинции Китая, с которыми у России налажено тесное сотрудничество, но и на юг КНР. Причем, путь из них до европейской части России сокращается до 1,4 тыс. км, а общее движения – до 4 суток.

По предварительным оценкам, до 2020 года за счет распределения транспортных потоков на новые маршруты грузопоток вырастет на 17–20%. В дальнейшем возможен рост до 10% в год, что в принципе соответствует среднегодовому росту объемов внешней торговли России и Китая.

Впрочем, многое будет зависеть от того, сохранят ли в Китае ограничения по въезду грузового транспорта вглубь своей территории: пока перевозки грузов выполняются только до ближайших к границе населенных пунктов и терминалов в Китае. Выполняемые отдельные рейсы российскими грузовиками на юг – своего рода исключение из общего правила.

Согласно новым договоренностям российским перевозчикам разрешается проехать от китайской границы до Пекина и портового города Тяньцзинь. В результате им не придется перегружать товары (или менять тягач) в приграничных городах.

Вместе с тем, транзитные маршруты через Казахстан и Монголию по объемам перевозок пока нельзя назвать массовыми: процедуры хотя и облегчены, но риски, связанные с задержками на таможнях сопредельных с РФ стран все-таки остаются. Поэтому ими пользуются только, если дорога в Маньчжурию через Забайкальск оказывается забитой фурами. Основная проблема в том, что на российской стороне погранпереход работает не круглосуточно, а лишь с девяти утра до девяти вечера. В пиковые периоды на нем можно простоять до четырех суток тогда, как на китайской стороне оформление занимает за 4–5 ч. Наиболее динамично возрастает российский экспорт.

«Платон» – сырое яйцо

«Система взимания платы за проезд по федеральным автодорогам транспортными средствами массой свыше 12 т, – сырое яйцо, которое еще варить и варить», – полагает руководитель Союза профессиональных водителей и перевозчиков Карелии Сергей Падалка. Недостаточная организация системы контроля и взимания штрафов позволяет владельцам подвижного состава увиливать от уплаты сборов через систему «Платон». Это создает неравные условия для работы добросовестных и серых перевозчиков.

В январе 2017 года внутренние автоперевозки в какой-то мере подстегнули слухи о том, что с 1 февраля будет отменена действующая льгота, согласно которой сбор по «Платону» составляет 1,53 руб. за 1 км пути. Впрочем, решение об этом пока не принято. И ажиотаж по этому поводу сошел на нет.

Гайки на дорогах закручивают все сильнее

Между тем, в Росавтодоре продолжают укреплять надзор за грузовиками. С 1 января 2017 года согласно п. 5 приложения № 4 к Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» без оборудования системой «Эра-Глонасс» невозможно получить паспорт на российский грузовик и свидетельство о безопасности конструкции – на иностранный. Нововведение коснется как новых, так и подержанных машин, и позволит определять их местонахождение на автотрассах.

Увеличивается количество контрольных рамок на автодорогах. На таких рамках установлена интеллектуальная автоматическая система, позволяющая автоматически определять вес и габариты транспортных средств во время движения. В дополнение к ней смонтированы комплексы фото- и видеофиксации нарушителей без участия сотрудников Госавтоинспекции и Ространснадзора (по аналогии со штрафами за превышение скорости). Пока контрольные рамки действуют разрозненно, но, по данным руководителя Росавтодора Романа Старовойта, они начнут действовать как система в пилотном режиме уже с 1 октября 2017 года.

Пилотным регионом выбрана Вологодская область. Затем практику применения системы планируют расширить. Рассматривается возможность запуска в полноценную эксплуатацию сети уже существующих автоматических весов на федеральных дорогах Московской и Калининградской областей.

Сейчас также осуждается идея интегрировать автоматизированные пункты весогабаритного контроля с «Платоном». Это предложение выглядит логичным, считает первый заместитель директора ООО «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова. С технической точки зрения, по ее словам, такая интеграция возможна и целесообразна.

Свет в конце туннеля

Согласно опросам автоперевозчиков, в целом ситуация воспринимается ими как неустойчивая. Однако в январе ощущается несколько больше оптимизма, чем это было в прошлом году.

Как считают автоперевозчики, условия работы остаются достаточно жесткими. Многие компании работают по-прежнему на уровне доходности, близкому к себестоимости перевозок. «Однако мы сейчас мы больше надеемся на улучшение рынка», – отметил генеральный директор ЗАО «Трансэк» Сергей Ковальчук С. Ковальчук.

Это связано с тем, что легальные автоперевозчики почувствовали, что крупные грузовладельцы при прочих равных условиях стали отдавать предпочтение тем транспортным компаниям, у которых есть страховки и намерение соблюдать новые правила игры, установленные «Платоном».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions