Но с другой с стороны, известна и другая точка зрения: машина – это пробки в часы пик, зимой – работа щеткой по утрам в борьбе со снегом, а если его много – лопата, как говорится, в помощь. Да еще и есть риск постоять перед соседом, помахивая бейсбольной битой, в борьбе за место под солнцем для парковки под окном дома.
Всех этих неудобств, кстати, позволяет избежать каршеринг. А что? Если верить рекламе, такса – вдвое дешевле, чем такси. Бесплатная заправка, мойка и парковка – оставляй автомобиль в любом разрешенном месте. Никакого залога. Бронь через мобильник. Главное – не попасть в ДТП.
Правда, пока каршеринговый рай обещан в Москве. Другие города в этом плане только подтягиваются за столицей. А в первопрестольной популярность услуге обеспечивают то, что, как говорят, один автомобиль каршеринга на дорогах города заменяет десять обычных. Не надо стоять в пробках. Ну просто подъехал пару остановок на метро. А дальше гони машину за покупками или на деловую встречу – там, где проезжая часть более-менее свободна.
И можешь считать, что ты – борец за экологию. Каршерингом бьешь по вредным выхлопам и бережешь окружающую среду. Статистика свидетельствует: подобной арендой машин в Москве уже пользуется не менее 300 тыс. человек.
Правда, есть и такие новости о каршеринге, от которых можно стать зеленым в другом смысле, то есть позеленеть от досады. Популярность сервиса породила мошеннические схемы и первые уголовные дела.
Доступность красивых машин, на которых можно погонять, спровоцировала умельцев взламывать чужые аккаунты для пользования каршерингом. Оказывается, это несложно: в интернете появились программы, позволяющие любому наркоману овладеть заветным автомобилем. А дальше – катайся хоть по проезжей части, хоть по газонам, если в голове сквозит ветер. Злоумышленника, который таким образом давил на газ, служба безопасности компании выявила не сразу. Обычно сначала на нарушение правил дорожного движения обращает внимание полиция. А дальше уже спохватываются в каршеринговой фирме.
Никому в принципе не хочется придавать огласку подобным делам. Собственникам машин – чтобы не портить репутацию. А МВД не нужны лишние хлопоты. Ведь придется не только гоняться за нарушителем, но и возбуждать уголовное дело (как правило, за угон – доказать хищение сложно: машину ведь берут, чтобы на ней покататься). А потом еще искать продавцов фейковых аккаунтов.
Практика показывает, что большинство случаев мошенничества правоохранительные органы раскрывают случайно: скажем, если злоумышленник попытается бесплатно заправить по топливной карте другие автомобили или нарушит ПДД. Другая глупость – попытаться что-то свинтить с дорогой машины, корпус которой утыкан датчиками.
Но датчики слабо помогут оперативно зафиксировать взлом аккаунта, чтобы быстро перехватить жулика. Дело в том, что мошеннические схемы, если кататься на тачках аккуратно и недолго, пока не наносят каршеринговым операторам значительного ущерба. Во-первых, даже по фальшивому аккаунту надо заплатить хотя бы по минимуму. А во-вторых, машины застрахованы. Но тенденция неприятна тем, что за рулем рискует оказаться человек, который будет сам по себе опасен. Например, несовершеннолетний. Или террорист. И машина в таком случае может стать орудием убийцы.
Прямо перед Новым годом нетрезвый водитель на Невском проспекте в Санкт-Петербурге на машине каршеринга устроил страшную аварию. Водитель одного из автомобилей, в который влетел пьяный в стельку арендатор, погиб. И буквально накануне этого страшного ДТП в Северной столице произошли еще три аварии с каршеринговыми авто. Одну машину обнаружили лежащей на льду замерзшей реки Славянки, еще один каршеринговый автомобиль столкнулся с такси на Воздухоплавательной улице, а несколько часов спустя пара каршеринг-такси были замечены на аварийках на перекрестке проспектов Маршала Блюхера и Лабораторного.
Проблема почему-то, с такой точки зрения, практически не обсуждается. Более того, сервисы каршеринга раскритиковали идею Национальной технологической инициативы «Автонет» оснастить свои машины скрытыми камерами. Затраты на ее реализацию достаточно высокие: данные с видеокамер необходимо хранить и обрабатывать. Наверное, фирмам также не хочется засвечивать свою внутреннюю жизнь. Например, как подозревают эксперты, каршеринговыми машинами нередко пользуются «бомбилы» при неофициальном оказании услуг такси, что вообще-то запрещено по договору. Но уж очень выгодны подобные клиенты.
В Госдуме предложили усилить ответственность для арендаторов машин каршеринга и, в частности, создать черный список клиентов. Такие поправки в законодательство планирует разработать депутат Михаил Романов.
Как напомнил парламентарий, сейчас взять машину в аренду можно по упрощенной системе: нужно лишь иметь деньги на карте, привязанной к смартфону, и установить мобильное приложение. В такой ситуации отсутствует контроль состояния здоровья арендатора, который желает сесть за руль, подчеркнул М. Романов.
И тут надо что-то решать. Каршеринг – хорошо. А безопасный каршеринг – еще лучше. Но на это рынок должен сподвинуть все-таки регулятор.
Автор: Иван Логистман
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.