В качестве примера рассмотрим аэропорт Платов города Ростова. Открыт в этом году к чемпионату мира. Приятный современный комплекс, далековато от города (30 км), но уж что можно сделать. Знакомый агрегатор такси здесь в оказался в игре, показал цену в 800 руб. (недешево за 30 км) и 4 минуты ожидания. Четыре минуты истекли, машины все не было, попробовал ее заменить. Ситуация повторилась. Несколько огорченный недисциплинированностью ростовских водителей, поинтересовался у представителя, как я понял, официального такси аэропорта относительно возможности поездки. Возможность присутствовала, цена в 2 раза выше. « Редакция не оплатит», – подумал я и переместился со своим чемоданом с журналами к месту ориентировочного прибытия агрегатора. Того все не было. Звоню. Мужчина как-то замялся и мягко спросил, могу ли я подождать минут десять. Я спросил, как далеко он от аэропорта. Ответ меня несколько обескуражил. «Я уже здесь, но переехать шлагбаум смогу только через 9 минут».
Оказалось, что АО «УК «Аэропорты регионов», в управлении которого находится территория аэропорта, оказалось автором замечательного ноу-хау, оговорив в особых условиях нахождения автомобилистов в зоне аэровокзала Платов возможность для водителя автомобиля повторно въехать на территорию объекта по истечении 15 минут тарифицированного времени только спустя 90 минут. В противном случае – 500 руб. в час. Для чего это делается, наверное, объяснять не надо. Таксист привозит пассажира в аэропорт и, естественно, не хотел бы назад ехать порожняком. Администрация аэровокзала делает все возможное, чтобы затруднить ему реализацию этого желания. А тут как тут аффилированное такси с соответствующими расценками. Описанная в учебниках модель: создание монопольного положения, которое ведет к росту цены для потребителя.
Территория аэропорта – это все-таки не классическая private property, а общественное место, и такой откровенный способ не просто ограничить конкуренцию, но и нарушить права обычных автомобилистов, наверное, должен вызвать хотя бы вопросы со стороны соответствующих государственных органов. Ассоциация региональных перевозчиков, как отметил в беседе с корреспондентом РЖД-Партнера ее руководитель Сергей Карпенко, обратилась и в ФАС, и в Минтранс. При этом представители профсоюза настроены очень даже компромиссно. Заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин, отвечая на вопрос моего коллеги, говорил о предложении проработать для легальных таксистов льготные условия, хотя, на взгляд привлеченных нами специалистов, сама норма установления временного интервала на бесплатный повторный въезд требует тщательной юридической проработки. В администрации аэропорта Платов отметили, что на данный момент не рассматривают возможность пересмотра тарифных условий для автомобилистов. О точке зрения Федеральной антимонопольной службы на этот вопрос мы сообщим после получения ответа на наш запрос.
Но я хотел бы сказать даже не о юридических коллизиях, а о другом: об отношении к потребителю. Хотим мы того или не хотим, ограничения в выборе способствуют тому, что пассажир платит дороже там, где мог бы этого не делать. Или получает неудобства. И понимает почему. А это – вопрос его лояльности. И получается одно из двух: или для администрации аэропорта Платов это неважно, или человек, вышедший за двери аэровокзала, перестает быть его пассажиром. Но ведь он же вернется. Или нет?
Автор: Иван Логистман
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.