+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2022 13:12:48
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка в январе на сети РЖД: объемы – скромнее, чем докризисные

В январе 2022 года погрузка на РЖД увеличилась до 104,1 млн т, что на 3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако это на 1,2% меньше, чем в январе 2019 года.

Структура грузоперевозок в январе текущего года несколько изменилась. Колебания в грузопотоках увеличили разрыв между традиционными драйверами погрузки и остальными номенклатурами.
В январе на 3,1% выросла погрузка угля, который в декабре прошлого года, напомним, продемонстрировал отставание. Соответственно рост, как отметили участники рынка, был достигнут в этом сегменте по большей части за счет отправок тех объемов, которые накопились у угольщиков еще в декабре.

Правда, и конъюнктура улучшилась. Январь раскочегарил еще и мировые цены на уголь. Так что выход на 31,8 млн т следует считать хорошим результатом. Правда, он на 3% меньше, чем в том же месяце 2019 года. Но перспективы все равно лучше, чем пророчили ряд экспертов.

Уголь снова всему голова

Во-первых, Китай нарастил добычу угля в ответ на осенний энергетический кризис до исторических максимумов. Однако этого все равно не хватило. И пришлось докупать топливо за рубежом, включая РФ.

В итоге, по данным замминистра энергетики РФ Петра Бобылева, Китай может в 2022 году увеличить экспорт российского угля, хотя там и без того значительно нарастили его в прошлом году. Ключевыми бенефициарами здесь названы СУЭК, «Колмар», «Сибантрацит» и «Эльгауголь».

Во-вторых, выгодные контракты, рассказал П. Бобылев, подписаны и с Индией. В итоге уголь пойдет еще и через российские морские терминалы Азово-Черноморского бассейна. Однако тут узким горлышком амбициозных планов становится железнодорожная логистика, отметили специалисты агентства «Аргус».

В-третьих, больше угля стали закупать и в ряде стран ЕС. Мировые цены на уголь не собираются падать, даже учитывая окончание отопительного сезона, сообщило агентство Reuters. Причем его стоимость подстегнула непростая ситуация между Россией и Украиной, из-за которой европейские биржевые игроки опасались сокращения поставок газа. На этой волне в январе Европа импортировала 5,58 млн т энергетического угля, что на 18% больше, чем в среднем за прошлый год.

Неудивительно, что и на Северо-Западе появились брошенные поезда с углем. При этом, правда, в ОАО «РЖД» не преминули упрекнуть стивидоров, что они плохо выгружали уголь (смерзания груза, ледовые ограничения на Балтике, поломки оборудования на причалах). В свою очередь, в АСОП парировали, что нередко портовики простаивали в ожидании подвода вагонов. Это еще раз доказало необходимость улучшения взаимодействия между ОАО «РЖД» и стивидорами, полагает генеральный директор логистической компании Nawinia Олег Урван. «Угольные перевозки страдают от пробелов в регулировании» – такой вывод сделали эксперты также и в одном из телеграм-каналов. А аналитики другого телеграм-канала отметили, что резкий рост нагрузки на транспортную систему высветил все узкие места на РЖД.

Нефть спешит: биржи зовут!

Достаточно мощным драйвером роста погрузки в январе 2022 года стали отправки нефтегрузов: рост до 19,5 млн т (+8,2% к аналогичному периоду прошлого года). Это связано с активизацией мировой торговли. А на споте всегда возникает спрос на железнодорожные сервисы. Кроме того, не следует забывать об эффекте низкой грузовой базы: относительно уровня января 2019 года на сети сохранился глубокий минус в 5,8%.

Правда, в текущем году Международное аналитическое агентство EIA прогнозирует высокий спрос на нефтепродукты в США. Да и запасы на них в Европе стали сокращаться в декабре 2021-го на 1,1%. Так что спрос восстанавливается быстрее, чем пополняются запасы, что приводит к росту цен на сырье.

Это было видно в январе текущего года. Например, европейские запасы оказались на минимуме: по предварительным данным Euroilstock, минус составил 66,2% по сравнению с тем же месяцем 2020 года – из-за устойчивого спроса на транспортное топливо.

В результате российский экспорт нефтепродуктов по РЖД активизировался, несмотря на высокие вывозные пошлины. Выросли поставки автомобильного бензина и дизтоплива и внутри РФ: по данным ЦДУ ТЭК, на национальный рынок поступило 83% бензина, произведенного отечественными НПЗ.

Тем не менее прайсы на бензоколонках имеют склонность к росту. И это заставило ФАС России снова усилить контроль за поставками НПЗ в регионы.

Черные металлы пошли на все три стороны

Также выросла в январе погрузка на РЖД черных металлов (+5,6% к аналогичному периоду прошлого года). Это, правда, на 7% меньше, чем за тот же период 2019-го. Тем не менее рынок восстанавливается.

По данным металлотрейдеров, выросли также отправки на РЖД метизов и стальных труб. Последние – практически по всему ассортименту, за исключением труб большого диаметра.

Отметим, что экспорт металлопродукции вырос как в сторону Восточного полигона, так и Северо-Запада. Причем, по данным «Аргуса», поставщики металлолома в ЕС видят дальнейший рост, несмотря на увеличение логистических затрат. В частности, из-за нехватки вагонов – как в РФ, так и за рубежом. В частности, в Германии.

Правда, январь не порадовал экспортеров железной руды: ее отправлено меньше. Соответственно и итоговый результат ушел в небольшой минус (-1,1%). Впрочем, ожидается дальнейший рост спроса на нее – по данным Reuters, прежде всего в КНР, где данная номенклатура в Даляне в конце января подорожала более чем на 7% по сравнению с началом текущего года. Так что в перспективе руда может и улучшить свой показатель.

Перевозки металлолома в первые три недели января порадовали приростом. Однако под конец месяца ушли в отрицательную зону: -24,3% к к аналогичному периоду прошлого года.

В минусе оказалась и погрузка цветной руды – 1,5 млн т (-6,6%).

Что еще в плюсе?

Прибавили в объемах перевозки контейнеров, в том числе за счет транзита, который вырос в январе текущего года более чем на 8%. А если считать контейнеры с прочими грузами, отправляемыми небольшими партиями, то рост составил, по данным оперативной статистики ОАО «РЖД», +15,2%.

Как сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, на сети готовится программа с целевым показателем роста контейнерного транзита по сети до 4 млн TEU в 2027 году.

Рост в перевозках контейнеров ощущается по всем направлениям, но более всего – в перевозках в сторону Китая.

В плюсе также оказались стройматериалы благодаря заказам со стороны строителей автодорог в ряде регионов, а также – балласта для РЖД. Прибавил в объемах и цемент (+5,7%).

В минусе – ряд номенклатур

Меньше перевезено лесных грузов: 2,9 млн т (-13,4%). Это, впрочем, был ожидаемый результат, поскольку в РФ появился запрет на вывоз сырья хвойных пород. Это привело к обвалу погрузки на восточном направлении.

А вот на Северо-Западе в этом плане оказалось все хорошо, сообщил руководитель отдела железнодорожной логистики ООО «Мется Форест Санкт-Петербург» Андрей Малевский. Ведь запрет не коснулся балансов. И они по-прежнему шли на экспорт в Финляндию, поскольку березового долготья пока на рынок поступает больше, чем потребляют в РФ. Аналогичная ситуация и с перевозками щепы: она идет в значительных объемах на экспорт.

Правда, на Северо-Западе погрузку сдерживала нехватка лесовозных платформ. Соответственно на споте ставки на них заметно выросли. Правда, как ожидают клиенты, сложившийся тренд не будет поддержан в последующие месяцы. Во-первых, пока ставки по долгосрочным контрактам держатся на приемлемом уровне. А во-вторых, прогнозируется переброска высвободившегося парка платформ с Восточного полигона, где для них нет работы.

Что касается минудобрений, то в январе относительно их прогнозы экспертов пока не сбываются. Минус составил 3,2%.

Если ранее данную номенклатуру подогревали внутренние отправки, то сейчас они пока что увяли на фоне роста тарифов ОАО «РЖД». Клиенты вынуждены приспосабливаться к новым условиям перевозок.

В январе, правда, активизировался экспорт минудобрений, поскольку мировые цены на NPK-удобрения в начале 2022 года, по данным «Аргуса», продолжат расти. Но это мало помогло улучшить показатели РЖД.

Как видим, резервы для роста на железнодорожной сети имеются. И этим необходимо воспользоваться. Впрочем, пока прогнозы звучат довольно умеренные: в ОАО «РЖД» надеются на рост погрузки в 2022 году, на 2,4%. А это на 2,7% меньше, чем сводный результат, который удалось достигнуть в 2019-м.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions