+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2022 13:12:48
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка в январе на сети РЖД: объемы – скромнее, чем докризисные

В январе 2022 года погрузка на РЖД увеличилась до 104,1 млн т, что на 3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако это на 1,2% меньше, чем в январе 2019 года.

Структура грузоперевозок в январе текущего года несколько изменилась. Колебания в грузопотоках увеличили разрыв между традиционными драйверами погрузки и остальными номенклатурами.
В январе на 3,1% выросла погрузка угля, который в декабре прошлого года, напомним, продемонстрировал отставание. Соответственно рост, как отметили участники рынка, был достигнут в этом сегменте по большей части за счет отправок тех объемов, которые накопились у угольщиков еще в декабре.

Правда, и конъюнктура улучшилась. Январь раскочегарил еще и мировые цены на уголь. Так что выход на 31,8 млн т следует считать хорошим результатом. Правда, он на 3% меньше, чем в том же месяце 2019 года. Но перспективы все равно лучше, чем пророчили ряд экспертов.

Уголь снова всему голова

Во-первых, Китай нарастил добычу угля в ответ на осенний энергетический кризис до исторических максимумов. Однако этого все равно не хватило. И пришлось докупать топливо за рубежом, включая РФ.

В итоге, по данным замминистра энергетики РФ Петра Бобылева, Китай может в 2022 году увеличить экспорт российского угля, хотя там и без того значительно нарастили его в прошлом году. Ключевыми бенефициарами здесь названы СУЭК, «Колмар», «Сибантрацит» и «Эльгауголь».

Во-вторых, выгодные контракты, рассказал П. Бобылев, подписаны и с Индией. В итоге уголь пойдет еще и через российские морские терминалы Азово-Черноморского бассейна. Однако тут узким горлышком амбициозных планов становится железнодорожная логистика, отметили специалисты агентства «Аргус».

В-третьих, больше угля стали закупать и в ряде стран ЕС. Мировые цены на уголь не собираются падать, даже учитывая окончание отопительного сезона, сообщило агентство Reuters. Причем его стоимость подстегнула непростая ситуация между Россией и Украиной, из-за которой европейские биржевые игроки опасались сокращения поставок газа. На этой волне в январе Европа импортировала 5,58 млн т энергетического угля, что на 18% больше, чем в среднем за прошлый год.

Неудивительно, что и на Северо-Западе появились брошенные поезда с углем. При этом, правда, в ОАО «РЖД» не преминули упрекнуть стивидоров, что они плохо выгружали уголь (смерзания груза, ледовые ограничения на Балтике, поломки оборудования на причалах). В свою очередь, в АСОП парировали, что нередко портовики простаивали в ожидании подвода вагонов. Это еще раз доказало необходимость улучшения взаимодействия между ОАО «РЖД» и стивидорами, полагает генеральный директор логистической компании Nawinia Олег Урван. «Угольные перевозки страдают от пробелов в регулировании» – такой вывод сделали эксперты также и в одном из телеграм-каналов. А аналитики другого телеграм-канала отметили, что резкий рост нагрузки на транспортную систему высветил все узкие места на РЖД.

Нефть спешит: биржи зовут!

Достаточно мощным драйвером роста погрузки в январе 2022 года стали отправки нефтегрузов: рост до 19,5 млн т (+8,2% к аналогичному периоду прошлого года). Это связано с активизацией мировой торговли. А на споте всегда возникает спрос на железнодорожные сервисы. Кроме того, не следует забывать об эффекте низкой грузовой базы: относительно уровня января 2019 года на сети сохранился глубокий минус в 5,8%.

Правда, в текущем году Международное аналитическое агентство EIA прогнозирует высокий спрос на нефтепродукты в США. Да и запасы на них в Европе стали сокращаться в декабре 2021-го на 1,1%. Так что спрос восстанавливается быстрее, чем пополняются запасы, что приводит к росту цен на сырье.

Это было видно в январе текущего года. Например, европейские запасы оказались на минимуме: по предварительным данным Euroilstock, минус составил 66,2% по сравнению с тем же месяцем 2020 года – из-за устойчивого спроса на транспортное топливо.

В результате российский экспорт нефтепродуктов по РЖД активизировался, несмотря на высокие вывозные пошлины. Выросли поставки автомобильного бензина и дизтоплива и внутри РФ: по данным ЦДУ ТЭК, на национальный рынок поступило 83% бензина, произведенного отечественными НПЗ.

Тем не менее прайсы на бензоколонках имеют склонность к росту. И это заставило ФАС России снова усилить контроль за поставками НПЗ в регионы.

Черные металлы пошли на все три стороны

Также выросла в январе погрузка на РЖД черных металлов (+5,6% к аналогичному периоду прошлого года). Это, правда, на 7% меньше, чем за тот же период 2019-го. Тем не менее рынок восстанавливается.

По данным металлотрейдеров, выросли также отправки на РЖД метизов и стальных труб. Последние – практически по всему ассортименту, за исключением труб большого диаметра.

Отметим, что экспорт металлопродукции вырос как в сторону Восточного полигона, так и Северо-Запада. Причем, по данным «Аргуса», поставщики металлолома в ЕС видят дальнейший рост, несмотря на увеличение логистических затрат. В частности, из-за нехватки вагонов – как в РФ, так и за рубежом. В частности, в Германии.

Правда, январь не порадовал экспортеров железной руды: ее отправлено меньше. Соответственно и итоговый результат ушел в небольшой минус (-1,1%). Впрочем, ожидается дальнейший рост спроса на нее – по данным Reuters, прежде всего в КНР, где данная номенклатура в Даляне в конце января подорожала более чем на 7% по сравнению с началом текущего года. Так что в перспективе руда может и улучшить свой показатель.

Перевозки металлолома в первые три недели января порадовали приростом. Однако под конец месяца ушли в отрицательную зону: -24,3% к к аналогичному периоду прошлого года.

В минусе оказалась и погрузка цветной руды – 1,5 млн т (-6,6%).

Что еще в плюсе?

Прибавили в объемах перевозки контейнеров, в том числе за счет транзита, который вырос в январе текущего года более чем на 8%. А если считать контейнеры с прочими грузами, отправляемыми небольшими партиями, то рост составил, по данным оперативной статистики ОАО «РЖД», +15,2%.

Как сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, на сети готовится программа с целевым показателем роста контейнерного транзита по сети до 4 млн TEU в 2027 году.

Рост в перевозках контейнеров ощущается по всем направлениям, но более всего – в перевозках в сторону Китая.

В плюсе также оказались стройматериалы благодаря заказам со стороны строителей автодорог в ряде регионов, а также – балласта для РЖД. Прибавил в объемах и цемент (+5,7%).

В минусе – ряд номенклатур

Меньше перевезено лесных грузов: 2,9 млн т (-13,4%). Это, впрочем, был ожидаемый результат, поскольку в РФ появился запрет на вывоз сырья хвойных пород. Это привело к обвалу погрузки на восточном направлении.

А вот на Северо-Западе в этом плане оказалось все хорошо, сообщил руководитель отдела железнодорожной логистики ООО «Мется Форест Санкт-Петербург» Андрей Малевский. Ведь запрет не коснулся балансов. И они по-прежнему шли на экспорт в Финляндию, поскольку березового долготья пока на рынок поступает больше, чем потребляют в РФ. Аналогичная ситуация и с перевозками щепы: она идет в значительных объемах на экспорт.

Правда, на Северо-Западе погрузку сдерживала нехватка лесовозных платформ. Соответственно на споте ставки на них заметно выросли. Правда, как ожидают клиенты, сложившийся тренд не будет поддержан в последующие месяцы. Во-первых, пока ставки по долгосрочным контрактам держатся на приемлемом уровне. А во-вторых, прогнозируется переброска высвободившегося парка платформ с Восточного полигона, где для них нет работы.

Что касается минудобрений, то в январе относительно их прогнозы экспертов пока не сбываются. Минус составил 3,2%.

Если ранее данную номенклатуру подогревали внутренние отправки, то сейчас они пока что увяли на фоне роста тарифов ОАО «РЖД». Клиенты вынуждены приспосабливаться к новым условиям перевозок.

В январе, правда, активизировался экспорт минудобрений, поскольку мировые цены на NPK-удобрения в начале 2022 года, по данным «Аргуса», продолжат расти. Но это мало помогло улучшить показатели РЖД.

Как видим, резервы для роста на железнодорожной сети имеются. И этим необходимо воспользоваться. Впрочем, пока прогнозы звучат довольно умеренные: в ОАО «РЖД» надеются на рост погрузки в 2022 году, на 2,4%. А это на 2,7% меньше, чем сводный результат, который удалось достигнуть в 2019-м.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions