+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2022 11:38:28
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка в январе на сети РЖД: отложенный спрос обеспечил прибавку

В январе 2022-го погрузка на РЖД увеличилась до 104,1 млн т, что на 3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако это на 1,2% меньше, чем в январе 2019 года, до пандемии.
Основная прибавка была обеспечена за счет отложенного спроса в декабре, когда сеть не смогла в полной мере пропустить все заявленные объемы. Драйверам стали такие номенклатуры, как уголь, нефтепродукты, черные металлы и стройгрузы.

Напомним, что ранее в ОАО «РЖД» прогнозировали объем погрузки в декабре прошлого года на уровне ноября, когда динамика по данному показателю составила +3,1%. Однако фактически погрузка тогда, по уточненным данным ОАО «РЖД», составила всего лишь +0,8%, что указывало на замедление динамики перевозок в последнем месяце ушедшего года.

При этом эксперты были несколько скептически настроены относительно января текущего года. Оценки темпов роста прозвучали на уровне, близком к нулевому. Ведь традиционно клиенты стремились отправить по максимуму под конец года – перед повышением тарифа.

Однако поскольку это сделать удалось не всем, то январь продемонстрировал гораздо лучший результат, чем предполагалось. В определенном смысле можно сказать, что на сети придержали погрузку в декабре, чтобы повысить динамику в начале года.

Не случайно РЖД в плюс вывели именно те номенклатуры, по которым клиенты в ходе опросов в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте посетовали на декабрьский недогруз. Это, в частности, коснулось угля, нефтегрузов и стройматериалов.

И все же без задержек не обошлось…

Одной из причин данного явления участники рынка назвали наличие узких мест на инфраструктуре в связи со сдвигом пропорций в структуре перевозимых грузов. Иными словами, если ранее основной спрос приходился на восток, то в конце прошлого года грузопотоки пошли на юг и северо-запад.

Между тем в ОАО «РЖД» как раз на двух последних направлениях перенесли часть инфраструктурных проектов на более поздний срок. Однако зимой спохватились и срочно взялись за самые неотложные работы. Скажем, на южном направлении построили второй путь на участке, ведущем к морским портам Азово-Черноморского бассейна. В дальнейшем это должно ускорить движение поездов на маршруте от Волгограда до Тамани. Однако в декабре 2021-го и в январе текущего года это привело к конвенциям из-за ремонтных окон в сторону Новороссийска.

В результате рекогносцировки на юг, предпринятые некоторыми клиентами, как следует из опросов в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, оказались несколько неудачным маневром.

Одной из причин, судя по данным, предоставленным журналистам заместителем генерального директора ОАО «РЖД» – начальником Центра фирменного транспортного обслуживания Алексеем Шило, стало закрытие двух погранпереходов для приема всех грузов из РФ, кроме контейнерных, из-за пандемии. Из-за этого ОАО «РЖД» в декабре на сети недогрузили 2,5 млн т груза.

Где тонко, там брошенные поезда

Декабрьские затруднения на Юге сместили часть отправок в январе текущего года в сторону морских портов Северо-Запада. Но и здесь вырисовалась аналогичная картина: на пути возникли ремонтные окна. Конвенции на погрузку появились в направлении прежде всего на Усть-Лугу. В меньшей степени заторы образовались на подходах к Большому порту Санкт-Петербург. Позднее возникли сложности в сторону Калининграда и мурманского хода. Последнее стало чувствительным ударом еще и для вывоза металлургической продукции, поскольку конвенция распространилась на ст. Кошта (г. Череповец), то есть на станции не только Октябрьской магистрали, но и Северной железной дороги.

В итоге в 2022 году стали активизироваться отправки и в сторону Восточного полигона, отметил генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов.

Это, в свою очередь, в январе текущего года привело к сгущению перевозок и через ЗапСиб, где скрещиваются вагонопотоки. Соответственно появились брошенные поезда и на дальних подходах к морским портам Дальневосточного бассейна.

Как признался представитель одного из ГОКов, в принципе смещение ремонтных окон с теплого сезона на лето и ранее предлагалось крупными грузоотправителями ОАО «РЖД». Однако проблема возникла в том, что нынче ремонты свалились клиентам как снег на голову.

Причем так совпало, что это произошло сначала на Юге, когда многие решили усилить акцент на Новороссийск, а потом – на Северо-Западе, когда возник дополнительный спрос на данное направление. «Если бы расписание окон сместили немного наоборот, то сеть смогла бы и те же объемы ремонтов реализовать и пропустить дополнительные грузопотоки», – сообщил респондент.

Операторы, как могли, подрегулировали вагонопотоки

Ускорению динамики погрузки в январе по сравнению с декабрем способствовало также то, что операторы стали жестче контролировать оборот вагонов. Кроме того, в ОАО «РЖД» ограничили консолидированный возврат порожних вагонов. В результате они смогли заезжать на обратном пути и за стройматериалами.

С учетом того, что их продолжали достаточно активно закупать дорожные строители в некоторых регионах (в частности, в ЦФО и Поволжье), то неудивителен рост погрузки и стройматериалов (+6,7% к январю 2021 г.).

Это, кстати, высвободило часть полувагонов. Хотя полувагонов хватало и не всем, тем не менее в январе клиенты меньше жаловались на их нехватку, чем в декабре.

Другим фактором, повлиявшим на прибавку в динамике отправок стройматериалов, стала активизация транспортировок балласта для нужд РЖД. Этот же тренд, согласно данным ИСП «Железнодорожные перевозки», был отмечен и в ноябре – декабре 2021 года.

Сеть ускорилась в конце месяца

При этом в ОАО «РЖД» планируют и дальше стимулировать перевозки стройматериалов за счет увеличения тарифа на порожний пробег (+15%) и при этом установить для него лимит в 2 тыс. км (чтобы вагоны порожняком не перегоняли на Кузбасс, а отправляли с заездом в карьеры Северо-Запада).

Однако чтобы не лишить угольщиков полувагонов, выдвинута идея ввести для операторов все-таки квоты на перевозку стройгрузов.

В январе были приняты на сети и другие меры, чтобы придать погрузке дополнительное ускорение. В целом ее темпы вышли на уровень ноября прошлого года, когда динамика была максимальной. И все же полученный результат оказался 1,2% меньше того, что был достигнут в январе 2019 года (105,4 млн т).

Иными словами, из-за общей ситуации на сети выйти на докризисный уровень сети пока не удалось, если, конечно, не считать последнюю неделю первого месяца текущего года. Ведь именно в эти дни динамика погрузки достигла своего максимума. По предварительным данным на 25 января, напомним, прирост составлял только 2,4%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions