Сейчас, когда на складах была нехватка товаров, клиенты начали стремиться доставить свой груз быстрее к себе на склад и быстрее запустить готовую продукцию в канал продаж. Все это вызвало серьезный рост интереса к железной дороге. Причем со стороны не только китайских производителей, но и российских. Наша компания, например, везет сейчас грузы даже из таких регионов, как Санкт-Петербург, Карелия в Китай по железной дороге. Притом что всю жизнь они ехали через порт Санкт-Петербург.
Этот год сильно изменил рынок и железной дороге очень помог. Действительно, многие компании хотя бы обратили внимание на железную дорогу, ее попробовали, поняли, что это рабочий сценарий, и начали ей пользоваться.
История с морским транспортом и ростом ставок также играет железной дороге на руку. Поезда Китай – Европа и Европа – Китай субсидируются правительством КНР. В этом году первые поезда поехали уже без субсидий. И поезда без субсидий по полной стоимости в $8–9 тыс., условно отправленные в Чунцин, тем не менее конкуренты уже с морским транспортом, даже без субсидий. Понятно, что это в моменте происходит и ставки морского фрахта вернутся в какое-то более-менее нормальное русло.
Но тем не менее это прецедент, и он приведет к тому, что субсидирование будет и дальше сокращаться. Но спада объема грузооборота при этом, я думаю, не будет.