+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.06.2022 13:57:33
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Рост ставок аренды вагонов ведет к снижению перевозки щебня по железным дорогам

В условиях резкого повышения стоимости железнодорожной доставки стройматериалов отправители переходили на автомобильный транспорт. О данной тенденции свидетельствовали участники VIII Ежегодной конференции «Рынок щебня России», состоявшейся в Москве на прошлой неделе.
Не гнаться за ценой

Гендиректор компании «Литер-Транс» Александр Фаустов напомнил, что стоимость поставки щебня состоит из цены собственника карьера, услуги предоставления вагона под перевозку и тарифа РЖД (как справедливо заметил один из участников конференции, щебень в карьере – это просто щебень, а щебень в вагоне – это товар). Но если тариф монополии с весны 2021 года до весны 2022-го изменился не сильно, то вагонная составляющая выросла 6 раз, если брать отправку инертных материалов из южных регионов РФ (Ростовская, Краснодарская области) в центральные. Уже в июне 2021-го расценки на подвижной состав достигли пикового значения за последние годы, а в марте 2022-го обновили исторический максимум.

В апреле 2021 года в цене поставки 1 т щебня по направлению Лабинская – Белгород стоимость предоставления вагона составляла 243 руб., тогда как в марте 2022-го – 1490 руб.

«Этот фактор повлиял на выбор грузополучателя в сторону автотранспорта, – рассказал А. Фаустов. – 12 месяцев подряд показатель отгрузки <на железной дороге> снижался пропорционально увеличению стоимости перевозки».

Причиной взрывного роста транспортировки стала растущая ставка аренды полувагонов (по краткосрочному договору аренды она поднялась к марту 2022 г. до 3600 руб.) и дефицит парка под вывоз нерудных материалов.

«В первую очередь <на повышение поставки щебня> влияла доставка, размер ставки вагона, это факт, – подтвердил гендиректор Союза производителей бетона Дмитрий Пожаров. – Но и региональные карьеры этим серьезно пользовались. Локальные предприятия, видя цену на вагоне, также поднимали свою стоимость».
Ситуация для производителей бетона была тяжелой, признал он. Цены на щебень (в выпуске бетона он занимает более трети стоимости конечного продукта) росли практически каждые две недели. Необходимо было по-новому согласовывать расценки со строителями, которым в свою очередь приходилось пересматривать смету.
Например, в Подмосковье стоимость щебня выросла с 800 руб. за 1 т до 1,9–2 тыс. руб., причем без учета доставки до конечного потребителя. «Но ведь не выросла себестоимость в 3 раза. Понятна возможность заработать, это рынок. Но хотелось, чтобы мы при принятии решения понимали ситуацию: государство обращает внимание на такие колебания», – сказал Д. Пожаров.

По его словам, для строительной отрасли складывается неплохая перспектива с учетом планов развития дорожной сети в стране. Государство на реализацию 5-летней программы строительства автодорог обещает направить 13,2 трлн руб. Это порядка 2,6 трлн руб. в год. Для сравнения, в 2021-м на эти цели было затрачено более 800 млрд руб.

Главное здесь не гнаться за сверхприбылью, иначе отрасль может столкнуться с неизбежным госрегулированием цен, предупредил Д. Пожаров.

Куда и когда везти

Начиная с апреля 2022 года расценки на вагоны стали снижаться на общем фоне спада погрузки на сети. Кроме того, увеличивается количество парка, предоставляемого под строительные грузы. Возможно, что в данной ситуации щебень будет активно возвращаться на железнодорожный транспорт, не исключает А. Фаустов.

Однако, говоря об увеличении перевозок стройматериалов из южных регионов РФ, сегодня необходимо учитывать сложную поездную обстановку. Как отметил заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, многие грузоотправители переориентируются с северо-западного направления не только на восточное, но и на юг – к портам Азово-Черноморского бассейна. Однако железнодорожная инфраструктура здесь менее развита, в отличие от БАМа и Транссиба на востоке страны, куда идут серьезные вливания уже более 10 лет.

«Сейчас <на южном направлении> за 4–5 месяцев получен рост объема перевозок в 10%, но он фактически заткнул южную сеть, – говорит эксперт. – Плюс есть серьезная проблема, которой нет на Восточном полигоне. Это интенсивное пассажирское движение, особенно сейчас, летом. Это явно приведет к тому, что будут отказывать в приеме грузов к перевозке на Южный полигон, потому что там серьезные размеры пассажирского сообщения».

Для строителей определенным решением вопроса может стать внесезонный завоз щебня. «2021 год всех нас научил, когда ставки железнодорожного транспорта в начале года были низкими, потом они резко взлетели, и дорожники не могли завезти по тем ценам, которые находились у их в смете. Но уже с декабря 2021-го по март 2022 года многие клиенты изыскивали средства, в том числе с привлечением кредитных линий. Благодаря этому им удалось сэкономить от 10 до 30% в зависимости от объема, удаленности объекта», – отметил гендиректор ООО «Альфа Дон Транс» Дмитрий Колисниченко.

Впрочем, добавил он, возить зимой щебень лучше не по железной дороге во избежание смерзаемости груза и вытекающих проблем. Оптимальной здесь будет автодоставка.
Заместитель генерального директора ТСК Андрей Корнилов говорит, что поставка нерудной продукции вне сезон не всегда бывает эффективна. В первую очередь из-за нестабильной отпускной цены на щебень. Бывает, что к началу строительного сезона его стоимость оказывается ниже, чем зимой, что для предприятия оборачивается потерями.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions