Минэкономики предложило новый вариант отношений РЖД и грузовладельцев в форме контрактов, в которых тарифы буду зафиксированы на долгосрочный период, сообщает "Коммерсант" со ссылкой на заявление заместителя директора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономики Василия Шипилова. Долгосрочность тарифа, базовый уровень которого ежегодно устанавливается ФАС, для конкретного грузоотправителя РЖД может обеспечить за счет ценового коридора - права монополии изменять установленный ФАС тариф на определенный тип грузов в пределах от минус 12,8% до плюс 13,4% /нижнюю планку вскоре опустят до минус 25%/.
Как пояснил Василий Шипилов, действующая методика ФСТ допускает установление долгосрочного тарифа, но он строится по методу учета рентабельности инвестированного капитала / RAB/. Сейчас необходимости в RAB нет, говорит он, такая система хороша в период высоких цен и больших инвестиций, но сейчас грузовая база падает, а тарифы уже разогреты до такого уровня, что дальнейший их рост начиная с 2017-2018 годов должен быть сильно ограничен. Тем не менее, долгосрочный механизм нужен уже сейчас, говорит он.
Большинство грузовладельцев в целом не против договоров такой формы, считая, что такие отношения будут для них более интересными и стабильными. В то же время они опасаются, что в случае, если договор окажется невыгодным для РЖД, то госмонополия сможет в любой момент разорвать подобный контракт.
Василий Шипилов подтверждает, что необходим механизм контроля рентабельности предоставленных тарифных скидок, которые могут приносить, например, пользу грузоотправителю, но убыток - РЖД. По его словам, в процессе обсуждения с РЖД министерство пришло к варианту, при котором максимальный размер скидки будет привязан к рентабельности груза, если речь не идет о низкодоходных категориях. Однако пока реализовать это сложно из-за несовершенства существующей системы раздельного учета, которая не позволяет определить себестоимость перевозки конкретного груза по конкретному направлению.
Эксперты отмечают, что договорное регулирование всегда менее прозрачно, чем общее тарифное решение, из-за возможности апелляции к коммерческой тайне. В свою очередь, государство через систему двусторонних договоров, по сути, делегирует часть рисков по прогнозированию экономики РЖД и грузоотправителям. Риск для сторон в том, что экономика может меняться интенсивнее, чем спрогнозировали стороны, или амплитуда колебания тарифа при ежегодной индексации будет выше, чем это допускает тарифный коридор, утверждают эксперты.
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions