• Ставка на полувагон
    2200
    -21 %
    руб./сут.
    май 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 53.77 0 EUR ЦБ РФ 56.36 0
    BTC 19773.51 usd BTC 1092288.69 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.05.2022 16:50:05
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Предупреждение случаев производственного травматизма требует нестандартных мер

Проблемными вопросами в области охраны труда остаются недостатки в системе контроля, сопровождающей процесс производства. При этом исправить положение дел не способствует боязнь наказания за невыполнение производственного задания, выполнение этого задания любой ценой и, как следствие, пренебрежение работниками мерами безопасности. О том, как возможно переломить эту ситуацию, рассказывает заместитель председателя Роспрофжела Андрей Карабанов.
Предупреждение случаев производственного травматизма требует нестандартных мер
– В мае на сети произошло сразу два случая группового травмирования работников РЖД со смертельным исходом. Насколько эти события получили резонанс?

– Железнодорожный транспорт всегда был объектом повышенной опасности. И проблема производственного травматизма – одна из самых болезненных. На сети дорог наработана огромная система профилактических мер, но как показывает практика, даже при ее наличии случается беда. Для РЖД, дочерних обществ случаи травматизма, особенно когда речь идет о групповом травмировании, сильно бьют по авторитету. И для профсоюза это существенное поражение. Если происходят такого рода трагедии, значит, мы чего-то не достигли, недоработали. Поэтому все подобные факты необходимо детально расследовать.

Последнее расследование случая травмирования работников Саратовской дистанции СЦБ на Приволжской магистрали показало, что это из ряда вон выходящее событие. В зоне ответственности предприятия появилась необходимость установки мачты светофора, в общем-то, стандартная операция. На место работ выезжает начальник дистанции со своими подчиненными, с оборудованием. Однако работодатель не только не обеспечил безопасность труда, не предотвратил возможные последствия, а своими действиями усугубил риски. Разрешения на выполнение работ в установленном порядке получено не было. Приступили к установке светофора, не сняв напряжение в контактной сети, не учли другие факторы. В итоге из-за поражения электрическим током погибли два человека.

Трагедию повлекли за собой и нарушения в ходе ремонтно-путевых работ на перегоне Кожурла – блокпост 3070 км Западно-Сибирской дороги. Дорожный мастер дал команду на движение хозяйственного поезда, но не проконтролировал, когда вагоны должны были остановиться. В результате подвижным составом допущен наезд на бригаду монтеров пути. Один работник скончался, второй остался инвалидом. Стали разбираться, как такое могло случиться, тем более дорожный мастер – опытный руководитель. Сказалась и усталость (как выясняется, путейцы работали несколько ночей подряд), и отвлечение мастера на другие команды. Почему он вынужден был отвлекаться в тот момент на другие вещи – очевидно, вопрос не только к нему одному.

– Как отреагировал на эти случаи Роспрофжел?

– Мы информацию о последних фактах производственного травматизма распространили по своим каналам (одновременно работодатель – по своим), вооружили ею профактив. Задача – напомнить на местах работникам о существующих рисках, о необходимости элементарного самосохранения.

Преградой от повторения подобных случаев, помимо прочего, может стать формирование такой общественной среды, благодаря которой и работодателя можно предостеречь от опрометчивых шагов, и работник вправе проявить принципиальность, не рискуя попасть в немилость к руководителю, а такое бывает. Взять случай на Приволжской дороге: старший электромеханик, видя, что начальник дистанции принимает явно ошибочное решение, наверное, мог вмешаться. Возможно, он говорил, но к нему руководитель предприятия не прислушался, а тот, видимо, не настоял.

– Область социально-производственных отношений пока остается несовершенной?

– Взаимодействие «подчиненный-руководитель» априори имеет потенциал конфликта. Хорошо, когда достигается компромисс, но если его нет? Кстати, последнее изменение ст. 215 Трудового кодекса говорит о том, что работник не просто имеет право прекратить работу, если существует угроза для его жизни и здоровья, – он обязан ее приостановить.

В любом случае для нас важна такая ситуация, когда решение проблемного вопроса не являлось бы выходом на какой-то конфликт, а решалось естественным образом.
У нас есть определенные наработки. Например, при реализации проекта «Аксиома ответственности», который предназначен для всех работников холдинга, общественных инспекторов безопасности движения, первичных профсоюзных организаций. Его цель – в объединении трудовых коллективов в задаче обеспечения безопасного труда и безопасности движения поездов, повышения личной ответственности и снижения негативного влияния так называемого человеческого фактора. Здесь свою роль играют обучающие и просветительские мероприятия, проведение дискуссий на разных уровнях, обобщение опыта в области охраны труда, творческая деятельность.

– Насколько на сети сегодня активно внедряются технические средства, позволяющие обезопасить работника от травмирования при производстве работ?

– Хочу сказать, что то, как руководство ОАО «РЖД» относится к данной проблематике, вызывает уважение. К примеру, сейчас это становится привычным, но еще 5 лет назад только разрабатывался специальный костюм от поражения электрическим током. Теперь комплектом из термоогнестойкой ткани широко пользуются электромонтеры дистанций электроснабжения.

Что касается систем оповещения работников от наезда подвижным составом, то подобные разработки имеются, их немало, причем с применением цифровых технологий и геолокации. Однозначно их нужно быстрее внедрять, поскольку с учетом нынешних нагрузок, задач по увеличению объема выработки путевыми машинными комплексами и т. п. ограждения места работ сигналистом с флажком уже недостаточно.

Беседовал Павел Усов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions