– Клиент. Оператор ему предъявляет неустойку за задержку вагонов под погрузкой.
– Но задержка происходит по вине РЖД?
– В этой так называемой задержке вина только РЖД. Но чтобы доказать ее, надо идти в суд, а судебная практика здесь неоднозначная. Есть позиция Верховного суда, что такие убытки должны возмещаться.
– Почему участники рынка железнодорожных перевозок не идут в суд за защитой от железнодорожного монополиста?
– Грузовладельцы опасаются ссориться. Они предполагают, что РЖД в ответ будет «вставлять палки в колеса». На деле к тому, кто готов отстаивать свои права, железнодорожный перевозчик относится более внимательно, не допуская последующих нарушений. Если ничего не делать – лучше не станет точно.
– Еще вариант. Оператор, получив заявку от клиента и подписав с ним договор, направил подвижной состав под погрузку. Но в последний момент клиент отказался. Кто виноват?
– Оператор чаще направляет вагоны за свой счет, оформляя железнодорожную накладную на порожний рейс вагона. Но если он остался не востребованным клиентом, то в договоре на этот счет предусмотрено условие: клиент возмещает убытки в виде двух порожних пробегов вагона, а также платит неустойку с того момента, как вагон был направлен ему, и до того момента, пока он не прибудет на новую станцию погрузки. В итоге у оператора в этой ситуации две группы убытков: от оплаты порожних пробегов по железной дороге и в связи с упущенной выгодой, так как заработать на перевозке груза не удалось по вине клиента. И если расходы на порожний пробег вагонов доказать в суде легко – достаточно представить железнодорожные накладные, то упущенная выгода доказывается сложнее. Поэтому вместо нее в договор включают условие о неустойке, так как стандарт доказывания в этом случае проще.
– Неустойка покрывает всю сумму убытков оператора?
– Да, бывает, что итоговая сумма убытков с неустойкой даже больше стоимости несостоявшейся перевозки. Ведь оператор может не сразу найти нового грузоотправителя, а на все время простоя будет начислена неустойка.
– В этом случае клиент согласен с решением суда…
– Нет, возражает, что тоже совершенно понятно. Подчеркну, что сумма убытков с неустойкой бывает больше стоимости услуги, от которой клиент отказался.
– Клиенты идут в суд с исками против операторов?
– Чаще – наоборот: в суд с иском против клиента идет оператор. По общему правилу (ст. 394 ГК РФ) убытки взыскиваются в части, не покрытой неустойкой. Взыскать и то и другое можно только в том случае, если в договоре прямо прописано, что убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки.
Беседовала Алена Алешина