+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.02.2023 15:57:27
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Конечные убытки от несостоявшейся перевозки считают в суде

Законы и подзаконные акты по вопросам железнодорожной перевозки часто пишутся или с подачи РЖД, или по согласованию с ними. Об этом РЖД-Партнеру рассказывает Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520. Интересы клиентов железнодорожной отрасли преимущественно игнорируются, поэтому грузоотправители, терпящие убытки от поведения железнодорожного перевозчика, в редких случаях предъявляют иски к железнодорожному монополисту.
Конечные убытки от несостоявшейся перевозки считают в суде
– Ольга, вы говорите, что клиенты жалуются, что РЖД не принимает груженые вагоны к перевозке. Кто платит неустойку?

– Клиент. Оператор ему предъявляет неустойку за задержку вагонов под погрузкой.

– Но задержка происходит по вине РЖД?

– В этой так называемой задержке вина только РЖД. Но чтобы доказать ее, надо идти в суд, а судебная практика здесь неоднозначная. Есть позиция Верховного суда, что такие убытки должны возмещаться.

– Почему участники рынка железнодорожных перевозок не идут в суд за защитой от железнодорожного монополиста?

– Грузовладельцы опасаются ссориться. Они предполагают, что РЖД в ответ будет «вставлять палки в колеса». На деле к тому, кто готов отстаивать свои права, железнодорожный перевозчик относится более внимательно, не допуская последующих нарушений. Если ничего не делать – лучше не станет точно.

– Еще вариант. Оператор, получив заявку от клиента и подписав с ним договор, направил подвижной состав под погрузку. Но в последний момент клиент отказался. Кто виноват?

– Оператор чаще направляет вагоны за свой счет, оформляя железнодорожную накладную на порожний рейс вагона. Но если он остался не востребованным клиентом, то в договоре на этот счет предусмотрено условие: клиент возмещает убытки в виде двух порожних пробегов вагона, а также платит неустойку с того момента, как вагон был направлен ему, и до того момента, пока он не прибудет на новую станцию погрузки. В итоге у оператора в этой ситуации две группы убытков: от оплаты порожних пробегов по железной дороге и в связи с упущенной выгодой, так как заработать на перевозке груза не удалось по вине клиента. И если расходы на порожний пробег вагонов доказать в суде легко – достаточно представить железнодорожные накладные, то упущенная выгода доказывается сложнее. Поэтому вместо нее в договор включают условие о неустойке, так как стандарт доказывания в этом случае проще.

– Неустойка покрывает всю сумму убытков оператора?

– Да, бывает, что итоговая сумма убытков с неустойкой даже больше стоимости несостоявшейся перевозки. Ведь оператор может не сразу найти нового грузоотправителя, а на все время простоя будет начислена неустойка.

– В этом случае клиент согласен с решением суда…

– Нет, возражает, что тоже совершенно понятно. Подчеркну, что сумма убытков с неустойкой бывает больше стоимости услуги, от которой клиент отказался.

– Клиенты идут в суд с исками против операторов?

– Чаще – наоборот: в суд с иском против клиента идет оператор. По общему правилу (ст. 394 ГК РФ) убытки взыскиваются в части, не покрытой неустойкой. Взыскать и то и другое можно только в том случае, если в договоре прямо прописано, что убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions