• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 71.78 -0.07 EUR ЦБ РФ 83.33 0.33
    BTC 59667.11 usd BTC 4260828.33 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.08.2021 15:19:13
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Афганистан может быть привлекательным для мировой системы железных дорог

Боевики, захватившие столицу Афганистана, изменили как политический, так и экономический расклад. Как рассказал РЖД-Партнеру политолог Юрий Светов, Афганистан входит в орбиту интересов железнодорожных компаний. Например, РЖД в 2018 году объявили об участии в международном консорциуме для строительства новой дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар.
Афганистан может быть привлекательным для мировой системы железных дорог
– Юрий Ильич, как после смены власти в Афганистане изменится мировая карта по транспортировке грузов?

– Железную дорогу со входом в Афганистан построил Туркменистан. В результате Афганистан через железные дороги Туркмении и Казахстана получил возможность железнодорожного сообщения с Россией, Грузией, Турцией, Азербайджаном. Также Таджикистан имеет железнодорожное сообщение с Афганистаном, и страна имеет планы продолжить линию в Киргизию и Китай. Нельзя забывать и об Иране – он дает возможность выхода ко многим международным транспортным коридорам.

Напомню также, в феврале 2021 года после совещания в Ташкенте была подписана дорожная карта по реализации проекта строительства железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. В нем участвовали министры из Узбекистана, Пакистана, Афганистана и глава дипмиссии США в Ташкенте. После победы талибов ("Талибан" - запрещенная в РФ террористическая организация - прим. ред.)и бегства американцев судьба этого проекта под большим вопросом.

Привлекательность Афганистана для мировой системы железных дорог в том, что здесь можно сделать стыковой узел трех железнодорожных систем: европейско-ближневосточной (1435 мм) из Ирана, русской (1520 мм) из постсоветских государств Средней Азии и индо-пакистанской (1676 мм) из Пакистана. Но это вызывает и опасения тех, кто добивается монополии именно своей железнодорожной системы и опасается конкурентов!

– Но как изменится карта по транспортировке грузов?

– Ситуация в Афганистане в не очень высокой степени отразится на перспективах мировой картины транспортного сообщения. Железнодорожного сообщения как связной системы в этой стране нет, что немудрено, ибо почти 75% территории – горы. Больше ста лет ее пытаются создать внешние силы – Британская империя, Советский Союз, потом среднеазиатские соседи. Характерно, что введенную в конце 2011 года железную дорогу Хайратон – Мазари-Шариф сразу передали во временное управление компании «Узбекистон темир йуллари».

– В минувшем, 2020 году Россия заработала на экспорте товаров в Афганистан $153 млн – такие данные приводит Федеральная таможенная служба. Как сейчас изменится товаропоток?

– Давайте посчитаем по-другому: по итогам 2019 года доля Афганистана во внешнеторговом обороте России составляла 0,0189%. А именно: экспорт – $121 млн, импорт – $5,3 млн.

Для России импорт/экспорт в Азию весьма слабо связан с Афганистаном. Общей границы нет, поставки идут через соседние страны, с которыми отношения подвержены конъюнктурным колебаниям из-за политики.

Подчеркну, в начале марта 2021 года правительство Афганистана предложило России присоединиться к проекту строительства Трансафганской железной дороги (ТАЖД) Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. Усиливая его привлекательность, подчеркивалось, что ТАЖД станет ключевым элементом первого международного транспортного коридора, соединяющего Центральную Азию с Индийским океаном – через конечный пункт проекта пакистанский порт Карачи. Сохранит ли правительство талибов в силе это предложение – неясно.

– А Китай? Эта страна заинтересована в развитии торгово-экономических отношений с Афганистаном и строительстве ТАЖД?

– Китай, как и Россия, не имеет общей границы с Афганистаном, его влияние реализуется через Пакистан. Соответственно, проект ТАЖД может быть реализован только при благожелательном отношении к нему китайцев.

Однако есть второе направление – открытая в конце 2020 года железная дорога Хаф (Иран) – Герат (Афганистан). Иранские представители заявили, что она возрождает Шелковый путь и соединяет Китайские железные дороги с Афганистаном через Иран.Поскольку Китай считает своей стратегической задачей Шелковый путь в разных вариантах, эти проекты могут быть им поддержаны.

Беседовала Алена Алешина

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions