+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.08.2021 15:19:13
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Афганистан может быть привлекательным для мировой системы железных дорог

Боевики, захватившие столицу Афганистана, изменили как политический, так и экономический расклад. Как рассказал РЖД-Партнеру политолог Юрий Светов, Афганистан входит в орбиту интересов железнодорожных компаний. Например, РЖД в 2018 году объявили об участии в международном консорциуме для строительства новой дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар.
Афганистан может быть привлекательным для мировой системы железных дорог
– Юрий Ильич, как после смены власти в Афганистане изменится мировая карта по транспортировке грузов?

– Железную дорогу со входом в Афганистан построил Туркменистан. В результате Афганистан через железные дороги Туркмении и Казахстана получил возможность железнодорожного сообщения с Россией, Грузией, Турцией, Азербайджаном. Также Таджикистан имеет железнодорожное сообщение с Афганистаном, и страна имеет планы продолжить линию в Киргизию и Китай. Нельзя забывать и об Иране – он дает возможность выхода ко многим международным транспортным коридорам.

Напомню также, в феврале 2021 года после совещания в Ташкенте была подписана дорожная карта по реализации проекта строительства железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. В нем участвовали министры из Узбекистана, Пакистана, Афганистана и глава дипмиссии США в Ташкенте. После победы талибов ("Талибан" - запрещенная в РФ террористическая организация - прим. ред.)и бегства американцев судьба этого проекта под большим вопросом.

Привлекательность Афганистана для мировой системы железных дорог в том, что здесь можно сделать стыковой узел трех железнодорожных систем: европейско-ближневосточной (1435 мм) из Ирана, русской (1520 мм) из постсоветских государств Средней Азии и индо-пакистанской (1676 мм) из Пакистана. Но это вызывает и опасения тех, кто добивается монополии именно своей железнодорожной системы и опасается конкурентов!

– Но как изменится карта по транспортировке грузов?

– Ситуация в Афганистане в не очень высокой степени отразится на перспективах мировой картины транспортного сообщения. Железнодорожного сообщения как связной системы в этой стране нет, что немудрено, ибо почти 75% территории – горы. Больше ста лет ее пытаются создать внешние силы – Британская империя, Советский Союз, потом среднеазиатские соседи. Характерно, что введенную в конце 2011 года железную дорогу Хайратон – Мазари-Шариф сразу передали во временное управление компании «Узбекистон темир йуллари».

– В минувшем, 2020 году Россия заработала на экспорте товаров в Афганистан $153 млн – такие данные приводит Федеральная таможенная служба. Как сейчас изменится товаропоток?

– Давайте посчитаем по-другому: по итогам 2019 года доля Афганистана во внешнеторговом обороте России составляла 0,0189%. А именно: экспорт – $121 млн, импорт – $5,3 млн.

Для России импорт/экспорт в Азию весьма слабо связан с Афганистаном. Общей границы нет, поставки идут через соседние страны, с которыми отношения подвержены конъюнктурным колебаниям из-за политики.

Подчеркну, в начале марта 2021 года правительство Афганистана предложило России присоединиться к проекту строительства Трансафганской железной дороги (ТАЖД) Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. Усиливая его привлекательность, подчеркивалось, что ТАЖД станет ключевым элементом первого международного транспортного коридора, соединяющего Центральную Азию с Индийским океаном – через конечный пункт проекта пакистанский порт Карачи. Сохранит ли правительство талибов в силе это предложение – неясно.

– А Китай? Эта страна заинтересована в развитии торгово-экономических отношений с Афганистаном и строительстве ТАЖД?

– Китай, как и Россия, не имеет общей границы с Афганистаном, его влияние реализуется через Пакистан. Соответственно, проект ТАЖД может быть реализован только при благожелательном отношении к нему китайцев.

Однако есть второе направление – открытая в конце 2020 года железная дорога Хаф (Иран) – Герат (Афганистан). Иранские представители заявили, что она возрождает Шелковый путь и соединяет Китайские железные дороги с Афганистаном через Иран.Поскольку Китай считает своей стратегической задачей Шелковый путь в разных вариантах, эти проекты могут быть им поддержаны.

Беседовала Алена Алешина

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions