– Железную дорогу со входом в Афганистан построил Туркменистан. В результате Афганистан через железные дороги Туркмении и Казахстана получил возможность железнодорожного сообщения с Россией, Грузией, Турцией, Азербайджаном. Также Таджикистан имеет железнодорожное сообщение с Афганистаном, и страна имеет планы продолжить линию в Киргизию и Китай. Нельзя забывать и об Иране – он дает возможность выхода ко многим международным транспортным коридорам.
Напомню также, в феврале 2021 года после совещания в Ташкенте была подписана дорожная карта по реализации проекта строительства железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. В нем участвовали министры из Узбекистана, Пакистана, Афганистана и глава дипмиссии США в Ташкенте. После победы талибов ("Талибан" - запрещенная в РФ террористическая организация - прим. ред.)и бегства американцев судьба этого проекта под большим вопросом.
Привлекательность Афганистана для мировой системы железных дорог в том, что здесь можно сделать стыковой узел трех железнодорожных систем: европейско-ближневосточной (1435 мм) из Ирана, русской (1520 мм) из постсоветских государств Средней Азии и индо-пакистанской (1676 мм) из Пакистана. Но это вызывает и опасения тех, кто добивается монополии именно своей железнодорожной системы и опасается конкурентов!
– Но как изменится карта по транспортировке грузов?
– Ситуация в Афганистане в не очень высокой степени отразится на перспективах мировой картины транспортного сообщения. Железнодорожного сообщения как связной системы в этой стране нет, что немудрено, ибо почти 75% территории – горы. Больше ста лет ее пытаются создать внешние силы – Британская империя, Советский Союз, потом среднеазиатские соседи. Характерно, что введенную в конце 2011 года железную дорогу Хайратон – Мазари-Шариф сразу передали во временное управление компании «Узбекистон темир йуллари».
– В минувшем, 2020 году Россия заработала на экспорте товаров в Афганистан $153 млн – такие данные приводит Федеральная таможенная служба. Как сейчас изменится товаропоток?
– Давайте посчитаем по-другому: по итогам 2019 года доля Афганистана во внешнеторговом обороте России составляла 0,0189%. А именно: экспорт – $121 млн, импорт – $5,3 млн.
Для России импорт/экспорт в Азию весьма слабо связан с Афганистаном. Общей границы нет, поставки идут через соседние страны, с которыми отношения подвержены конъюнктурным колебаниям из-за политики.
Подчеркну, в начале марта 2021 года правительство Афганистана предложило России присоединиться к проекту строительства Трансафганской железной дороги (ТАЖД) Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. Усиливая его привлекательность, подчеркивалось, что ТАЖД станет ключевым элементом первого международного транспортного коридора, соединяющего Центральную Азию с Индийским океаном – через конечный пункт проекта пакистанский порт Карачи. Сохранит ли правительство талибов в силе это предложение – неясно.
– А Китай? Эта страна заинтересована в развитии торгово-экономических отношений с Афганистаном и строительстве ТАЖД?
– Китай, как и Россия, не имеет общей границы с Афганистаном, его влияние реализуется через Пакистан. Соответственно, проект ТАЖД может быть реализован только при благожелательном отношении к нему китайцев.
Однако есть второе направление – открытая в конце 2020 года железная дорога Хаф (Иран) – Герат (Афганистан). Иранские представители заявили, что она возрождает Шелковый путь и соединяет Китайские железные дороги с Афганистаном через Иран.Поскольку Китай считает своей стратегической задачей Шелковый путь в разных вариантах, эти проекты могут быть им поддержаны.
Беседовала Алена Алешина