• Ставка на полувагон
    2200
    -21 %
    руб./сут.
    май 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 51.16 -1.81 EUR ЦБ РФ 53.86 -2.03
    BTC 19203.43 usd BTC 1009332.28 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.04.2022 09:33:46
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Железнодорожный экспорт нефтегрузов из РФ в марте уменьшился

По уточненным данным ОАО «РЖД», в марте 2022 года погрузка нефтегрузов уменьшилась до 18,2 млн т (-5,4% к аналогичному периоду 2021 г.). В чем причина столь резкого ухода погрузки вниз? Попробуем разобраться, опираясь на данные статистики.
Железнодорожный экспорт нефтегрузов из РФ в марте уменьшился
Основная причина – сокращение экспорта на 12,9%. Что касается внутренних перевозок, то по ним в целом был отмечен рост.

По данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», больше всего снизилась активность в отправках сырой нефти – их стало примерно на треть меньше. Это случилось на фоне уменьшения объемов сделок в РФ на споте.

Сказалась неопределенность ситуации на товарных рынках. В начале марта, например, объемы продажи нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже резко упали – участники рынка просто поставили на паузу покупки топлива.

Ситуация была похожа на шок в начале пандемии в 2020 году. Правда, в начале нынешней весны сокращения потребления не наблюдалось. Однако клиенты затруднялись с прогнозами на перспективу: из-за нарушения логистических цепочек было не очень понятно, кто и в каком объеме будет покупать продукты нефтепереработки.
В дальнейшем стало ясно, что на НПЗ производство не останавливалось и на АЗС внутри РФ машины продолжали заправляться. Оставалось определиться экспортом. Иными словами, кто сможет оплатить поставки на экспорт и как эти деньги получить грузоотправителю в РФ?

Темные нефтепродукты ушли на дно

Традиционно на РЖД динамику перевозок определяют темные нефтепродукты, поскольку они преобладают в объемах. И это объясняет, почему нефтегрузы в марте ушли вниз.

В отрицательной зоне оказалось не только сырье, но также мазут (-9,5%). Причем что касается мазута, то во многом снижение железнодорожных перевозок произошло из-за падения объемов экспорта через российские морские порты на Северо-Западе и Юге РФ.

При этом транспортировки мазута в дальневосточные порты увеличились за счет транзита, по данным системы мониторинга Vortexa, в Малайзию, Бруней, Сингапур и Китай.
Вместе с тем, как отметили аналитики Argus, перевозки мазута через железнодорожные погранпереходы в ЕС остались в марте в среднем на прежнем уровне. А доставки мазута в балтийские порты даже немного выросли из-за прибавки транзита в Гибралтар и Египет.

В марте сократились объемы транспортировок мазута и на внутренних маршрутах – правда, не в такой степени, как на экспортных направлениях, а значительно меньше. Сказалось завершение отопительного сезона.

Также снизились перевозки по РЖД прочих темных нефтепродуктов (-12,6%). Из группы темных нефтепродуктов выросли только отправки битума (+8,5%). Причем в основном за счет поставок на внутренний рынок – на фоне активизации спроса на битум в дорожном строительстве.

Керосин притормозил

Светлые нефтепродукты продемонстрировали разнонаправленную динамику.

Керосин, например, ушел вниз (-26,7%) на фоне общего сжатия размеров авиаперевозок. К тому же сейчас приходится сравнивать с относительно высокой базой: как отметили эксперты, в начале прошлой весны был отмечен некоторый всплеск спроса на воздушные перевозки.
Тогда казалось, что в мире стали восстанавливать авиасообщение между странами. Соответственно в ЕС произошел всплеск спроса на российский керосин, поскольку его предлагали в РФ по умеренным ценам.

Однако сейчас керосину от отечественных НПЗ сложно пробиться на западный рынок. Это с одной стороны. А с другой – в ЕС авиарынок вопреки ожиданиям так и не вышел на допандемийный уровень. И спрос на керосин на нем восстановится не раньше конца 2022 года, отметил главный экономист Argus Дэвид Файф. В ЕС сохраняются проблемы с мобильностью населения. В частности, из-за высоких цен на авиатопливо.

Соответственно ситуации в марте сложилась динамика железнодорожных перевозок керосина на экспортном направлении. А на внутреннем рынке, по данным экспертов ГТЛК, пассажирские авиаперевозки в 2022 году сократятся на 10%. Так что и в данном сегменте никак не складывался прирост погрузки керосина.

Бензин оказался в цене

Иная ситуация сложилась с бензином: его перевозки по РЖД выросли в марте на 1% – на фоне оживления внутренних автоперевозок и накопления запасов для старта посевной кампании. Причем поскольку трейдерам потребовалось в марте срочно пополнить большие объемы топлива, то они активнее вывозили бензин в железнодорожных цистернах.

Примерно четверть от суммарных объемов перевозок бензина в марте по РЖД были отправлены на экспорт. В ЕС хотя и заявили, что постараются отказаться от российского бензина, тем не менее его активно потребляли.

А вот спрос на российское дизельное топливо сократился. Соответственно его экспорт по РЖД снизился более чем на 40%. Такие потери не мог заместить ощутимый рост железнодорожных перевозок по внутренним маршрутам. Поэтому в итоге перевозки дизтоплива в марте 2022-го остались примерно на уровне аналогичного периода прошлого года.

Еще более глубоко ушла вниз динамика железнодорожного экспорта минеральных масел и смазки: он сократился в 1,7 раза. При этом на внутреннем рынке их перевозки тоже снизились, но незначительно. В итоге падение железнодорожных отправок минеральных масел и смазки составило 43%.
Аналогичный тренд коснулся и прочие светлых нефтепродуктов. Из-за ощутимого снижения экспорта суммарный итог также ушел в минус. Впрочем, не такой глубокий, как у предыдущей номенклатуры, – он зафиксировался на уровне 18%.

Ограничения на пути экспорта

Итак, основной причиной снижения железнодорожной погрузки нефтегрузов стал экспорт. Его объем в марте осуществлялся фактически лишь в рамках долгосрочных контрактов. Нефть по ним прокачивается в основном по трубе.

По РЖД следуют прежде всего спотовые поставки. А такие продажи нефтепродуктов оказались в марте значительно ограниченными как из-за проблем с получением оплаты за сделки с российскими грузами, так и с организацией логистики вследствие напряженной геополитической ситуации, отметили участники рынка.
Кроме того, многие зарубежные компании столкнулись с пересмотром прайсов по действующим контрактам в связи изменением ценовых условий на мировых рынках, а также необходимостью учета потенциальных рисков при поставках продукции из РФ.

Особенно сложной оказалась ситуация при перевозках в направлении Южного бассейна. Причем, как отметили респонденты опросов в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, им приходилось часто сталкиваться с ограничениями в отправках дополнительных объемах грузов.

«Сейчас практически вся продукция отправляется, только если поступает подтверждение о проведении оплаты клиентом. А значит, запланированные ранее объемы постоянно пересматриваются. Но в этом случае отправки тормозят стивидоры, поскольку они, в свою очередь, сталкиваются с неритмичностью подхода флота. При танкерных отгрузках из Черного моря возникает необходимость уплаты страховой премии за военный риск. А это означало дополнительные переговоры с судовладельцами», – рассказал представитель компании-экспортера.

По словам участников рынка, заключение новых спотовых контрактов было отложено на апрель. В этом смысле середина весны для железнодорожных перевозок нефтегрузов окажется переломной. Динамика в апреле может уйти вниз. И только в мае ожидается оживление в объемах.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions