+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.04.2022 09:33:46
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Железнодорожный экспорт нефтегрузов из РФ в марте уменьшился

По уточненным данным ОАО «РЖД», в марте 2022 года погрузка нефтегрузов уменьшилась до 18,2 млн т (-5,4% к аналогичному периоду 2021 г.). В чем причина столь резкого ухода погрузки вниз? Попробуем разобраться, опираясь на данные статистики.
Основная причина – сокращение экспорта на 12,9%. Что касается внутренних перевозок, то по ним в целом был отмечен рост.

По данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», больше всего снизилась активность в отправках сырой нефти – их стало примерно на треть меньше. Это случилось на фоне уменьшения объемов сделок в РФ на споте.

Сказалась неопределенность ситуации на товарных рынках. В начале марта, например, объемы продажи нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже резко упали – участники рынка просто поставили на паузу покупки топлива.

Ситуация была похожа на шок в начале пандемии в 2020 году. Правда, в начале нынешней весны сокращения потребления не наблюдалось. Однако клиенты затруднялись с прогнозами на перспективу: из-за нарушения логистических цепочек было не очень понятно, кто и в каком объеме будет покупать продукты нефтепереработки.
В дальнейшем стало ясно, что на НПЗ производство не останавливалось и на АЗС внутри РФ машины продолжали заправляться. Оставалось определиться экспортом. Иными словами, кто сможет оплатить поставки на экспорт и как эти деньги получить грузоотправителю в РФ?

Темные нефтепродукты ушли на дно

Традиционно на РЖД динамику перевозок определяют темные нефтепродукты, поскольку они преобладают в объемах. И это объясняет, почему нефтегрузы в марте ушли вниз.

В отрицательной зоне оказалось не только сырье, но также мазут (-9,5%). Причем что касается мазута, то во многом снижение железнодорожных перевозок произошло из-за падения объемов экспорта через российские морские порты на Северо-Западе и Юге РФ.

При этом транспортировки мазута в дальневосточные порты увеличились за счет транзита, по данным системы мониторинга Vortexa, в Малайзию, Бруней, Сингапур и Китай.
Вместе с тем, как отметили аналитики Argus, перевозки мазута через железнодорожные погранпереходы в ЕС остались в марте в среднем на прежнем уровне. А доставки мазута в балтийские порты даже немного выросли из-за прибавки транзита в Гибралтар и Египет.

В марте сократились объемы транспортировок мазута и на внутренних маршрутах – правда, не в такой степени, как на экспортных направлениях, а значительно меньше. Сказалось завершение отопительного сезона.

Также снизились перевозки по РЖД прочих темных нефтепродуктов (-12,6%). Из группы темных нефтепродуктов выросли только отправки битума (+8,5%). Причем в основном за счет поставок на внутренний рынок – на фоне активизации спроса на битум в дорожном строительстве.

Керосин притормозил

Светлые нефтепродукты продемонстрировали разнонаправленную динамику.

Керосин, например, ушел вниз (-26,7%) на фоне общего сжатия размеров авиаперевозок. К тому же сейчас приходится сравнивать с относительно высокой базой: как отметили эксперты, в начале прошлой весны был отмечен некоторый всплеск спроса на воздушные перевозки.
Тогда казалось, что в мире стали восстанавливать авиасообщение между странами. Соответственно в ЕС произошел всплеск спроса на российский керосин, поскольку его предлагали в РФ по умеренным ценам.

Однако сейчас керосину от отечественных НПЗ сложно пробиться на западный рынок. Это с одной стороны. А с другой – в ЕС авиарынок вопреки ожиданиям так и не вышел на допандемийный уровень. И спрос на керосин на нем восстановится не раньше конца 2022 года, отметил главный экономист Argus Дэвид Файф. В ЕС сохраняются проблемы с мобильностью населения. В частности, из-за высоких цен на авиатопливо.

Соответственно ситуации в марте сложилась динамика железнодорожных перевозок керосина на экспортном направлении. А на внутреннем рынке, по данным экспертов ГТЛК, пассажирские авиаперевозки в 2022 году сократятся на 10%. Так что и в данном сегменте никак не складывался прирост погрузки керосина.

Бензин оказался в цене

Иная ситуация сложилась с бензином: его перевозки по РЖД выросли в марте на 1% – на фоне оживления внутренних автоперевозок и накопления запасов для старта посевной кампании. Причем поскольку трейдерам потребовалось в марте срочно пополнить большие объемы топлива, то они активнее вывозили бензин в железнодорожных цистернах.

Примерно четверть от суммарных объемов перевозок бензина в марте по РЖД были отправлены на экспорт. В ЕС хотя и заявили, что постараются отказаться от российского бензина, тем не менее его активно потребляли.

А вот спрос на российское дизельное топливо сократился. Соответственно его экспорт по РЖД снизился более чем на 40%. Такие потери не мог заместить ощутимый рост железнодорожных перевозок по внутренним маршрутам. Поэтому в итоге перевозки дизтоплива в марте 2022-го остались примерно на уровне аналогичного периода прошлого года.

Еще более глубоко ушла вниз динамика железнодорожного экспорта минеральных масел и смазки: он сократился в 1,7 раза. При этом на внутреннем рынке их перевозки тоже снизились, но незначительно. В итоге падение железнодорожных отправок минеральных масел и смазки составило 43%.
Аналогичный тренд коснулся и прочие светлых нефтепродуктов. Из-за ощутимого снижения экспорта суммарный итог также ушел в минус. Впрочем, не такой глубокий, как у предыдущей номенклатуры, – он зафиксировался на уровне 18%.

Ограничения на пути экспорта

Итак, основной причиной снижения железнодорожной погрузки нефтегрузов стал экспорт. Его объем в марте осуществлялся фактически лишь в рамках долгосрочных контрактов. Нефть по ним прокачивается в основном по трубе.

По РЖД следуют прежде всего спотовые поставки. А такие продажи нефтепродуктов оказались в марте значительно ограниченными как из-за проблем с получением оплаты за сделки с российскими грузами, так и с организацией логистики вследствие напряженной геополитической ситуации, отметили участники рынка.
Кроме того, многие зарубежные компании столкнулись с пересмотром прайсов по действующим контрактам в связи изменением ценовых условий на мировых рынках, а также необходимостью учета потенциальных рисков при поставках продукции из РФ.

Особенно сложной оказалась ситуация при перевозках в направлении Южного бассейна. Причем, как отметили респонденты опросов в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, им приходилось часто сталкиваться с ограничениями в отправках дополнительных объемах грузов.

«Сейчас практически вся продукция отправляется, только если поступает подтверждение о проведении оплаты клиентом. А значит, запланированные ранее объемы постоянно пересматриваются. Но в этом случае отправки тормозят стивидоры, поскольку они, в свою очередь, сталкиваются с неритмичностью подхода флота. При танкерных отгрузках из Черного моря возникает необходимость уплаты страховой премии за военный риск. А это означало дополнительные переговоры с судовладельцами», – рассказал представитель компании-экспортера.

По словам участников рынка, заключение новых спотовых контрактов было отложено на апрель. В этом смысле середина весны для железнодорожных перевозок нефтегрузов окажется переломной. Динамика в апреле может уйти вниз. И только в мае ожидается оживление в объемах.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions