+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.03.2024 09:01:31
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Водородные поезда экономически неэффективны, но работать над ними нужно

Основным моментом, сдерживающим развитие данных технологий на транспорте, является высокая стоимость водорода. Ситуация рассматривалась во вторник на круглом столе «Развитие низкоуглеродной энергетики в РФ: возобновляемые источники энергии, производство водорода, системы накопления энергии».
Водородные поезда экономически неэффективны, но работать над ними нужно
В России и в мире

В настоящее время за рубежом построено и законтрактовано порядка 100 ед. подвижного состава, работающего на водородных топливных элементах. Многие ведущие производители железнодорожной техники либо создали опытные образцы, либо ввели подобный парк в операционную деятельность, как, например, Alstom, у которой 14 водородных поездов курсируют в Германии.
Пассажирские перевозки на данном виде транспорта осуществляются во Франции. В США началась регулярная эксплуатация водородных локомотивов. Работы по созданию техники на новом виде тяге ведутся в Испании, Чехии, Великобритании, Китае, Южной Кореи и др.

РЖД также участвуют в подобных разработках. Работа идет по трем направлениям. Во-первых, это создание научно-экспериментальной базы с участием ВНИИЖТа и ВНИКТИ. Отраслевые институты сконцентрированы над проведением исследований по возможности применения водородных технологий на железнодорожном транспорте, формированием требований к техническим средствам, разработкой нормативной документации. В этом году должен появиться лабораторный комплекс на базе служебно-технического вагона с энергетической установкой мощностью 10 кВт, использующей в качестве энергоносителя водород.

Второй проект связан с разработкой и эксплуатацией подвижного состава на Сахалине. Кроме РЖД в нем участвуют ТМХ и структура «Росатома». К водороду планируется адаптировать 5 двухсекционных пригородных поездов (на основе рельсового автобуса) и 2 трехсекционных. Стоимость подвижного состава оценивается в 6,9 млрд руб., необходимой инфраструктуры – в 7,1 млрд. Реализация проекта намечена на 2026 год.

Наконец, третье направление связано с созданием семейства маневровых водородных локомотивов. К работам привлечена «Синара – Транспортные машины».

Как рассказал заместитель гендиректора Инжинирингового центра железнодорожного транспорта Андрей Савчук, с этой целью выбран опытный полигон на Московской железной дороге. Он охватывает 3 крупные сортировочные станции и прилегающие к ним участки. Будут организованы 5 пунктов экипировки водородом на ст. Орехово-Зуево, Бекасово-Сортировочное, Голутвин, Рыбное, Рязань.
В перспективе нужно построить 59 водородных маневровых локомотивов, в том числе 13 четырехосных и 46 восьмиосных.
Среднесуточная потребность в водороде на этом полигоне к 2030 году составит 6,7 т.

С прицелом на будущее

Между тем предварительные подсчеты показали, что опытный полигон будет давать операционные потери до 1 млрд руб. в год. Во-первых, сообщил А. Савчук, повлияет дороговизна энергоносителя. Ожидается, что стоимость водорода будет постепенно снижаться – с $9 до экономически целевого $2 за 1 кг, однако это произойдет далеко не сразу.

Удорожание связывается и с высокой стоимостью компонентной базы, которая касается как подвижного состава, так и заправочных комплексов. Многие комплектующие, например, компоненты батареи топливных элементов, электрохимических генераторов, в стране не выпускаются. «Особенно большой вопрос стоит по трубопроводам, запорной арматуре на необходимое давление. У нас пока это в зачаточном состоянии», – сказал А. Савчук.

Несмотря на проблематику, заниматься разработкой водородного подвижного состава нужно, считает он. К тому же с учетом экологической составляющей данную технику разумно использовать для пассажирских перевозок в туристических кластерах страны.

«Второй момент, надо делать пилоты, чтобы формировать рынок, нужно пробовать технологию… параллельно подтягивать производство компонентов», – убежден представитель Инжинирингового центра.
С ним согласен директор направления научно-технических исследований и разработок «Росатома» Виктор Ильгисонис. «На сегодня водородная экономика неоправданна. $2 за кг мы ни завтра, ни послезавтра не сделаем. Но чему нас научили последние 2 года – если угодно, они перевернули известное высказывание Ленина о том, что политика есть концентрированное выражение экономики», – сказал В. Ильгисонис.

По его словам, если Россия будет располагать технологиями по применению водорода, это позволит ей включиться в любой мировой технологический процесс, который рано или поздно будет обеспечен.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions