• Ставка на полувагон
    2321
    32.2 %
    руб./сут.
    ноябрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 74.06 0.09 EUR ЦБ РФ 83.81 -0.02
    BTC 56879.04 usd BTC 4191985.25 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.10.2021 12:39:31
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В IV квартале драйвером погрузки останется уголь, а черные металлы, зерно и стройматериалы замедлят рост

По прогнозам, общая погрузка на сети в IV квартале текущего года вырастет к аналогичному периоду прошлого года на 1–1,5%. Драйвером погрузки останется каменный уголь с ростом минимум в 2% – из-за недостаточных внутренних запасов в Европе, а также роста цен на газ и уголь в ЕС. Об этом сообщает в прогнозном обзоре компании начальник отдела оперативного маркетинга ПАО «ПГК» Екатерина Агапова.
В IV квартале драйвером погрузки останется уголь, а черные металлы, зерно и стройматериалы замедлят рост
Она отмечает, что сегодня уголь, используемый для выработки электричества, стоит свыше $260 за тонну. К ценовому пику также подбирается нефть. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от погоды и новостного фона, который способен унять панику на рынке. В Китае же энергетический кризис происходит из-за повышенного спроса на энергию со стороны промышленных предприятий страны на фоне падения внутренней добычи угля.

«Отечественные угольные компании готовы поставлять зарубежным покупателям больше сырья, но их сдерживают инфраструктурные ограничения. Например, «Уралуголь», «Эльгауголь» отметили, что, хотя отгрузка и выросла, они добывают больше, чем отгружают. Их возможности ограничены развитием магистральных путей общего пользования. Ожидается замедление роста погрузки черных металлов до 3% (III квартал 2021 г. – +5%). В приоритете будут внутренние отправки», – говорит Е. Агапова.

Кроме того, будет сокращаться погрузка минерально-строительных грузов до 3%. В цементовозах с окончанием сезона строительства ожидается сокращение погрузки до 4%, при этом отправки цемента снизятся до 5%. На фоне сокращения грузовой базы зерновозов и профицита парка падает погрузка апатитового концентрата. Это приводит к падению объема перевозок альтернативных грузов в цементовозах.

Что касается зерна, здесь нужно напомнить, что с 15 сентября Министерство сельского хозяйства РФ установило рекордную экспортную пошлину на пшеницу с момента введения плавающих ставок на вывоз зерновых – $52,5 за тонну. По мнению участников рынка, сохранение высокой экспортной пошлины приведет к сокращению экспорта зерна.

«Правда, стоит отметить, что оно будет компенсировано ростом внутренних перевозок. В октябре ожидается высокий показатель по погрузке зерна, так как в Сибири, скорее всего, соберут самый высокий урожай с 2009 года, который будут активно вывозить в сторону Центрального округа, на Северо-Запад и на Урал, который пострадал от засухи», – поясняет Е. Агапова.

В IV квартале также ожидается рост погрузки в крытых вагонах до 2%. В частности, положительную динамику продемонстрируют цветные металлы (ожидается рост до 5%), лесные грузы (рост до 10%), сахар (рост до 6,5% на фоне роста урожая сахарной свеклы и увеличения переработки) и химикаты и сода (рост до 4%).

По прогнозу ПГК, рост погрузки в цистернах продолжит восстанавливаться и покажет прирост до 8%. При этом в контейнерных отправках (с учетом импорта и транзита) ожидается дальнейшее замедление роста. По итогам IV квартала 2021 года он может составить около 7,5%.

«По данным Всемирного банка, до 8,5% мирового контейнерного трафика заблокировано в портах. Это вдвое выше, чем в начале года. В октябре крупнейший оператор морских контейнерных линий Maersk сообщил своим партнерам, что на неопределенный период приостанавливает прием заявок на перевозку грузов из портов Дальнего Востока России в японские порты Ниигата, Тояма, Фукуяма и Оита. Причина – скопление большого количества грузов в корейском транзитном порту Пусан. Закрыт также порт в районе Шэньчжэня в Гонконге из-за приближающегося тайфуна, собралась очередь из контейнеровозов», – комментирует Е. Агапова.

Что касается итогов работы в III квартале, то, несмотря на ожидания роста погрузки на сети до 2% за счет роста в полувагонах, по факту они продемонстрировали увеличение всего на 0,4% из-за непредвиденных простоев на некоторых металлургических площадках. «Мы ожидали более значимого роста за счет экспорта на фоне высоких мировых котировок. Кроме того, предполагалось, что внутри страны их транспортировка увеличится вслед за восстановлением экономики, но в реальности она упала на 2%. Свою роль сыграло обрушение моста на Западно-Сибирской железной дороге в июле 2021 года», – отмечает она.

Погрузка каменного угля в III квартале выросла почти на 4%, при этом экспорт в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) вырос лишь на 1%, что также обусловлено к возврату потребления Китаем австралийского сырья. Погрузка угля на экспорт в направлении европейских стран увеличилась на 8,5%. Это обусловлено высокой стоимостью газа, который утратил свою рентабельность как сырье для выработки электроэнергии. Предпочтение начали отдавать углю, цены на который в Европе уже обогнали котировки в Азии и достигли $60+ за тонну. «Этот рынок оттягивает часть поставок угля, предназначенных для стран АТР. В частности, Турция увеличила потребление российского сырья на 78% из-за роста выплавки стали. На втором месте среди европейских стран – Украина (+24%), которая наращивает запасы угля на терминалах до 3 млн т перед началом отопительного сезона», – отмечает Е. Агапова.

Для российского угля приоритетным считается восточное направление экспорта. Но, как отмечают в компании, оно пока ограничено пропускной способностью Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской железной дороги. Вместе с тем загружать его стараются по максимуму. На этом фоне загрузка полувагонов высокорентабельным каменным углем привела не только к локальному дефициту парка, но и к падению некоторых номенклатур, которые традиционно перевозятся в этом виде парка, например щебня.

На фоне роста погрузки в полувагонах профицит на сети за 9 месяцев 2021 года составил 40 тыс. ед. (за аналогичный период прошлого года он составлял 60 тыс. ед.). Количество порожних полувагонов, простаивающих свыше 30 суток без погрузки, сократилось вдвое, до 12 тыс. ед. При этом на востоке страны локальный наблюдается дефицит этого типа вагонов. Доля нерабочего парка в сегменте полувагонов в сентябре сохраняется на уровне почти 9%, или 10 тыс. ед. (на начало прошлого его доля составляла около 5%). Рост связан с высокой загрузкой ремонтных депо и увеличением стоимости ремонтов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions