+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.03.2023 13:07:04
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Убытки, возникшие по причине нарушения сроков доставки, должны возмещаться в полном объеме

Только 20–30% клиентов РЖД защищают свои права и подают претензии по просрочке доставки грузов. Такие данные следуют из презентации, представленной на деловом семинаре «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций» ведущим юристом ООО «ЖД Консалтинг» Маргаритой Русаковой. Как считает эксперт, обращение к судебным инстанциям не повод для конфронтации, он открывает возможность для дальнейшего диалога с перевозчиком.
Неустойка и не только

Судебная практика при рассмотрении дел, когда клиент понес финансовые потери в виде реального ущерба и упущенной выгоды по причине неисполнения перевозчиком своих обязательств по доставке груза в нормативный срок, сегодня достаточно живая.

К взысканию активно предъявляются как убытки, так и пени, рассчитанные на основании ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ. В то же время суд нередко определяет, что ответственность перевозчика при просрочке доставки груза ограниченна, и в качестве выносимого решения им взыскивается только пеня как исключительная неустойка. Во взыскании убытков при этом часто отказывают.

Однако вряд ли такое решение можно счесть справедливым. «Пеня компенсирует малый процент потерь. Мы произвели расчет по ряду компаний и увидели, что клиенты нередко теряют в 2,5 раза больше на арендной плате за вагон, на упущенной выгоде и т. д.», – подчеркнула М. Русакова.

Тем не менее, продолжает юрист, Верховный суд, рассмотрев одну из жалоб компании за задержку вагонов к РЖД по аналогичной статье, ст. 100 УЖДТ, указал нижестоящей инстанции, что правомерно взыскивать убытки наравне с пенями, пусть и в неполном объеме. Вполне ожидаемо, что такая практика со временем коснется ст. 97, и ущерб, причиненный перевозчиком из-за ненадлежащего исполнения обязательств по своевременной доставке груза, будет подлежать возмещению в части, которая не покрыта неустойкой.
В любом случае включение в исковые требования пеней и убытков и их обоснование во многом влияют на положительный исход дела для истца. «Есть ряд кейсов, где пеня взыскана на 100%, и, как мы считаем, именно из-за того, что были показаны реальные потери клиента. Поэтому подавать убытки можно и нужно для того, чтобы просто доказать суду, что это носит массовый характер», – советует М. Русакова.

Подкрепить доводы документами

В ходе судебных разбирательств с перевозчиком отстоять свою позицию зачастую сложно. На сети используются акты общей формы (АОФ) – документ, фиксирующий обстоятельства, которые могут повлечь материальную ответственность сторон перевозки.

Практика показывает, что в составляемых сотрудниками железных дорог АОФ может находить отражение далеко не полная картина. Однако если клиент просто отказался подписать такой акт и только констатировал, что обстоятельства дела отличаются от обстоятельств, указанных в АОФ, в суде этого будет недостаточно для поддержки своей позиции, отмечает представитель ООО «ЖД Консалтинг».

«Возьмем ситуацию с задержкой вагонов в пути следования по причине занятости фронта выгрузки, якобы произошедшей по вине грузополучателя. Почему бы и клиентам РЖД не составить подобный акт общей формы с изложением своей точки зрения, направить его перевозчику, даже если это будет односторонний документ? В нашей практике был случай, когда клиент документально зафиксировал, что один из его путей примыкания действительно был занят для подачи вагонов, но у него имелся еще один, который мог принять весь подвижной состав. И суд встал на его сторону. Сейчас сложилась практика, что если истец не представляет суду свою точку зрения, подкрепленную документами, суд встает на сторону перевозчика, отказывая во взыскании этих денежных средств», – рассказала М. Русакова.

В каждом случае нужно разбираться и отстаивать свои права, убеждена эксперт. При этом не должен исключаться компромисс. «Диалог с перевозчиком нужно выстраивать и лучше всего его выстраивать, когда вы тоже что-то можете предъявить перевозчику, пусть это будет пеня за просрочку доставки груза. И перевозчик с вами будет по-другому разговаривать, понимая, что вы где-то можете пойти ему навстречу, а он – вам», – заключила ведущий юрист ООО «ЖД Консалтинг».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions