+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.08.2021 10:21:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Субсидия РЖД за перевозку минтая с Дальнего Востока может не привести к снижению стоимости доставки и решению проблемы дефицита подвижного состава

На днях стало известно, что правительство РФ просубсидирует перевозки минтая с Дальнего Востока в центральные регионы России. Постановление об этом 26 июля подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин
Речь идет о субсидиях железной дороге на возмещение потерь, возникающих при установлении льготных тарифов на перевозку продукции из минтая. Как отметил премьер, такой механизм поддержки позволит увеличить объем поставок минтая с территории Дальневосточного федерального округа в центральную часть нашей страны, снизить стоимость транспортировки. Параллельно это поможет высвободить холодильные мощности для их использования в период проведения лососевой путины, добавил председатель правительства.

Он также сообщил, что поручит Минсельхозу вместе с другими профильными ведомствами, РЖД и отраслевыми союзами комплексно проработать вопрос доставки рыбы и рыбной продукции с территории ДФО в другие регионы страны и «пройтись по всей цепочке – от причала до прилавка, чтобы обеспечить доступность рыбной продукции для населения с минимальными наценками».

За день до этого председатель правительства ознакомился с работой предприятия и побеседовал с представителями рыбопромышленных предприятий Курильских островов. На этой встрече представитель крупной рыбодобывающей компании – председатель совета директоров группы компаний «Антей управление активами» Аркадий Пинчевский доложил о том, что с приходом пандемии была полностью нарушена логистика по поставке рыбы на переработку в Китай. Кроме того, сейчас, упала цена на сырье.

«Мы предлагаем альтернативный путь, который до этого два года разрабатывали, и это делаем – возить через РФ в ту же Европу. Это Северный морской путь – с Камчатки в Мурманск. А второй путь – традиционный, который будет из Владивостока идти в европейскую часть страны. Он будет альтернативный по цене и по качеству. Первая точка отправная – это как раз Сахалин, Корсаковский морской торговый порт, в котором есть выделенная территория, находится она на Сахалине», – доложил он.

А. Пинчевский подчеркнул, что необходимо решать вопрос с тарифами на перевоз рыбы в сезон и принять по возвратности вагонов. «Мы хотели бы услышать, какие меры по тарифам будут приняты правительством РФ в помощь рыбакам вот в эти четыре месяца. Чтобы не каждый год Росрыболовство что-то заявляло, а была какая-то программа на четыре года хотя бы», – обратился он к премьеру.

В ответ М. Мишустин заявил о проработке целого комплекса мер, в том числе и субсидирование РЖД соответствующих потерь при установлении льготных тарифов при доставке минтая на территорию России.

В разговоре с корреспондентом РЖД-Партнера президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак высказал опасение о том, что субсидия может не привести к симметричному снижению стоимости перевозки. По его словам, сегодня стоимость перевозки рыбы с Дальнего Востока в центральные регионы выросла в 1,5 раза по сравнению с началом года – с 11–12 руб./кг до 20–21 руб./кг. Нужно понимать, что плюс 20 руб./кг к оптовой цене мороженого минтая – это очень существенно для этого вида продукции,

«Субсидия не решит и другой острый вопрос – дефицит подвижного состава. Сегодня это основная проблема в системе перевозок рыбопродукции по стране. Получатель новой субсидии РЖД, но РЖД не являются собственником подвижного состава. Кроме того, ситуация с нехваткой рефподвижного состава усугубляется нехваткой холодильной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Нужно развивать береговую переработку, чтобы сокращать объем перемещаемой продукции – перевозить готовую продукции выгоднее. Кроме того, береговая переработка должна быть обеспечена собственной холодильной инфраструктурой», – говорит А. Буглак.

В ассоциации считают, что куда более действенной мерой поддержки рынка может стать увеличение объема госзакупок. По оценке АДМ, 30–40% объема поставок минтаевой продукции на внутренний рынок поступает в институциональный сектор – это госучреждения, больницы, школы, армия, учреждения ФСИН.

«Увеличение закупок в этом секторе, несомненно, окажет положительное влияние на стабилизацию ситуации с поставками минтая на внутреннем рынке и высвобождением холодильников на Дальнем Востоке. Это действенная мера. Именно госзакупки используются для поддержки отрасли в период пандемии во многих странах», – говорит А. Буглак.

Если говорить об отпускных ценах (ценах рыбаков) на минтай, то динамика к росту в этом году не наблюдается. В течение января – июля цены на минтай от производителя не растут и держатся в коридоре 65–70 руб./кг (б/г 25+) и 55–60 руб./кг (б/г 20+). По состоянию на середину июля оптовая цена на мороженый минтай составляла 68 руб./кг, к концу месяца цена снизилась до 65–66 руб./кг, порт Владивосток. Цена на филе минтая морской заморозки составляет 205–215 руб./кг, что на уровне начала года.

При этом необходимо отметить, что отпускные цены производителей (добытчиков минтая) не выросли, несмотря на значительный рост дополнительных затрат на логистику (хранение, вынужденную контейнеризацию) и проведение антиковидных мероприятий.

«Если посмотреть динамику цен, то видно, что начиная с II полугодия 2020 года цена на мороженый минтай снизилась на 30–35% к уровню 2019 – начала 2020 года и стабильно держится на низком уровне», – комментирует А. Буглак.

При этом двумя неделями ранее президент АСОРПС Михаил Синев сообщил об отсутствии дефицита рефконтейнеров для перевозки рыбы с Дальнего Востока.

«Проблема заключается не в дефиците рефконтейнеров, которых сейчас на всей сети РЖД около 5 тыс. ед. Помимо рыбы, мы перевозим и другую продукцию. Нехватка рефконтейнеров и рефвагонов под погрузку рыбы в период путины возникает из-за увеличения сроков их оборачиваемости. Одним из путей решения проблемы может стать субсидирование порожнего проезда с запада на восток», – сообщил Михаил Синев.

Другими причинами снижения оборачиваемости изотермического подвижного состава являются излишняя проверка груза сотрудниками Россельхознадзора, ограниченная пропускная способность Восточного полигона, отсутствие равномерной погрузки в течение года.

«После того как судно доставит рыбу к берегу, она грузится в рефконтейнеры, рефвагоны, машины или на склад порта. Пока вся партия не будет выгружена, вагоны и контейнеры стоят. А это от 5 до 8 суток. И только после этого начинается экспертиза. На это требуется еще несколько дней», – добавил Михаил Синев.

По данным АСОРПС, в среднем в неделю из Владивостока в Москву отправляется 295 рефконтейнеров с рыбой. За полгода операторы перевезли 7804 контейнера.

Добавим, что, по данным Росрыболовства, за неделю с 26 июля по 1 августа динамика цен на мороженую рыбу в оптовом сегменте российского рынка сохраняла тенденцию к снижению. В Дальневосточном регионе высокие темпы лососевой путины способствовали снижению цен на горбушу – до 205 руб. за кг с 255 руб. за кг неделей ранее.

«Рост предложения с промысла, высокий уровень загрузки портовых холодильников и стоимости железнодорожных перевозок обеспечивают удешевление тихоокеанской сельди: за неделю средняя оптовая цена на нее снизилась на 7,7% – до 60 руб. за кг», – сообщили в ведомстве.

Цены на другие виды мороженой рыбы практически не изменились. Средний уровень потребительских цен на мороженую неразделанную рыбу с 20 по 26 июля возрос на 0,09%.

РЖД-Партнер также сделал запросы в ОАО «РЖД», Минвостокразвития и Минпромторг России.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions