+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.08.2021 10:21:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Субсидия РЖД за перевозку минтая с Дальнего Востока может не привести к снижению стоимости доставки и решению проблемы дефицита подвижного состава

На днях стало известно, что правительство РФ просубсидирует перевозки минтая с Дальнего Востока в центральные регионы России. Постановление об этом 26 июля подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин
Речь идет о субсидиях железной дороге на возмещение потерь, возникающих при установлении льготных тарифов на перевозку продукции из минтая. Как отметил премьер, такой механизм поддержки позволит увеличить объем поставок минтая с территории Дальневосточного федерального округа в центральную часть нашей страны, снизить стоимость транспортировки. Параллельно это поможет высвободить холодильные мощности для их использования в период проведения лососевой путины, добавил председатель правительства.

Он также сообщил, что поручит Минсельхозу вместе с другими профильными ведомствами, РЖД и отраслевыми союзами комплексно проработать вопрос доставки рыбы и рыбной продукции с территории ДФО в другие регионы страны и «пройтись по всей цепочке – от причала до прилавка, чтобы обеспечить доступность рыбной продукции для населения с минимальными наценками».

За день до этого председатель правительства ознакомился с работой предприятия и побеседовал с представителями рыбопромышленных предприятий Курильских островов. На этой встрече представитель крупной рыбодобывающей компании – председатель совета директоров группы компаний «Антей управление активами» Аркадий Пинчевский доложил о том, что с приходом пандемии была полностью нарушена логистика по поставке рыбы на переработку в Китай. Кроме того, сейчас, упала цена на сырье.

«Мы предлагаем альтернативный путь, который до этого два года разрабатывали, и это делаем – возить через РФ в ту же Европу. Это Северный морской путь – с Камчатки в Мурманск. А второй путь – традиционный, который будет из Владивостока идти в европейскую часть страны. Он будет альтернативный по цене и по качеству. Первая точка отправная – это как раз Сахалин, Корсаковский морской торговый порт, в котором есть выделенная территория, находится она на Сахалине», – доложил он.

А. Пинчевский подчеркнул, что необходимо решать вопрос с тарифами на перевоз рыбы в сезон и принять по возвратности вагонов. «Мы хотели бы услышать, какие меры по тарифам будут приняты правительством РФ в помощь рыбакам вот в эти четыре месяца. Чтобы не каждый год Росрыболовство что-то заявляло, а была какая-то программа на четыре года хотя бы», – обратился он к премьеру.

В ответ М. Мишустин заявил о проработке целого комплекса мер, в том числе и субсидирование РЖД соответствующих потерь при установлении льготных тарифов при доставке минтая на территорию России.

В разговоре с корреспондентом РЖД-Партнера президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак высказал опасение о том, что субсидия может не привести к симметричному снижению стоимости перевозки. По его словам, сегодня стоимость перевозки рыбы с Дальнего Востока в центральные регионы выросла в 1,5 раза по сравнению с началом года – с 11–12 руб./кг до 20–21 руб./кг. Нужно понимать, что плюс 20 руб./кг к оптовой цене мороженого минтая – это очень существенно для этого вида продукции,

«Субсидия не решит и другой острый вопрос – дефицит подвижного состава. Сегодня это основная проблема в системе перевозок рыбопродукции по стране. Получатель новой субсидии РЖД, но РЖД не являются собственником подвижного состава. Кроме того, ситуация с нехваткой рефподвижного состава усугубляется нехваткой холодильной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Нужно развивать береговую переработку, чтобы сокращать объем перемещаемой продукции – перевозить готовую продукции выгоднее. Кроме того, береговая переработка должна быть обеспечена собственной холодильной инфраструктурой», – говорит А. Буглак.

В ассоциации считают, что куда более действенной мерой поддержки рынка может стать увеличение объема госзакупок. По оценке АДМ, 30–40% объема поставок минтаевой продукции на внутренний рынок поступает в институциональный сектор – это госучреждения, больницы, школы, армия, учреждения ФСИН.

«Увеличение закупок в этом секторе, несомненно, окажет положительное влияние на стабилизацию ситуации с поставками минтая на внутреннем рынке и высвобождением холодильников на Дальнем Востоке. Это действенная мера. Именно госзакупки используются для поддержки отрасли в период пандемии во многих странах», – говорит А. Буглак.

Если говорить об отпускных ценах (ценах рыбаков) на минтай, то динамика к росту в этом году не наблюдается. В течение января – июля цены на минтай от производителя не растут и держатся в коридоре 65–70 руб./кг (б/г 25+) и 55–60 руб./кг (б/г 20+). По состоянию на середину июля оптовая цена на мороженый минтай составляла 68 руб./кг, к концу месяца цена снизилась до 65–66 руб./кг, порт Владивосток. Цена на филе минтая морской заморозки составляет 205–215 руб./кг, что на уровне начала года.

При этом необходимо отметить, что отпускные цены производителей (добытчиков минтая) не выросли, несмотря на значительный рост дополнительных затрат на логистику (хранение, вынужденную контейнеризацию) и проведение антиковидных мероприятий.

«Если посмотреть динамику цен, то видно, что начиная с II полугодия 2020 года цена на мороженый минтай снизилась на 30–35% к уровню 2019 – начала 2020 года и стабильно держится на низком уровне», – комментирует А. Буглак.

При этом двумя неделями ранее президент АСОРПС Михаил Синев сообщил об отсутствии дефицита рефконтейнеров для перевозки рыбы с Дальнего Востока.

«Проблема заключается не в дефиците рефконтейнеров, которых сейчас на всей сети РЖД около 5 тыс. ед. Помимо рыбы, мы перевозим и другую продукцию. Нехватка рефконтейнеров и рефвагонов под погрузку рыбы в период путины возникает из-за увеличения сроков их оборачиваемости. Одним из путей решения проблемы может стать субсидирование порожнего проезда с запада на восток», – сообщил Михаил Синев.

Другими причинами снижения оборачиваемости изотермического подвижного состава являются излишняя проверка груза сотрудниками Россельхознадзора, ограниченная пропускная способность Восточного полигона, отсутствие равномерной погрузки в течение года.

«После того как судно доставит рыбу к берегу, она грузится в рефконтейнеры, рефвагоны, машины или на склад порта. Пока вся партия не будет выгружена, вагоны и контейнеры стоят. А это от 5 до 8 суток. И только после этого начинается экспертиза. На это требуется еще несколько дней», – добавил Михаил Синев.

По данным АСОРПС, в среднем в неделю из Владивостока в Москву отправляется 295 рефконтейнеров с рыбой. За полгода операторы перевезли 7804 контейнера.

Добавим, что, по данным Росрыболовства, за неделю с 26 июля по 1 августа динамика цен на мороженую рыбу в оптовом сегменте российского рынка сохраняла тенденцию к снижению. В Дальневосточном регионе высокие темпы лососевой путины способствовали снижению цен на горбушу – до 205 руб. за кг с 255 руб. за кг неделей ранее.

«Рост предложения с промысла, высокий уровень загрузки портовых холодильников и стоимости железнодорожных перевозок обеспечивают удешевление тихоокеанской сельди: за неделю средняя оптовая цена на нее снизилась на 7,7% – до 60 руб. за кг», – сообщили в ведомстве.

Цены на другие виды мороженой рыбы практически не изменились. Средний уровень потребительских цен на мороженую неразделанную рыбу с 20 по 26 июля возрос на 0,09%.

РЖД-Партнер также сделал запросы в ОАО «РЖД», Минвостокразвития и Минпромторг России.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions