В плюсе оставались только нефть и масла. Увеличение перевозок сырья связано с тем, что НПЗ отреагировали на дополнительный внутренний спрос аграриев на топливо. Им, соответственно, срочно потребовались дополнительные объемы нефти для переработки – а такие партии обычно поставляют по РЖД.
За роялем – все то же
В целом причины спада остались те же, что и были в апреле. Отличие – в усилении глубины спада внутри РФ на фоне оживления экспорта. Вывоз за рубеж увеличился по всем позициям за исключением дизтоплива (-23%) и прочих темных нефтепродуктов (-3%).
Более всего плюс отмечен в экспорте бензина, керосина и прочих светлых нефтепродуктов (в основном нафты).
Увеличился также экспорт мазута (+0,6%). Динамика скромная, но здесь следует учитывать, что данная позиция занимает существенный объем экспорта нефтегрузов на РЖД.
Оживление экспорта на РЖД некоторые эксперты связывают с перевозками в Казахстан, Киргизию и Таджикистан. В частности, об этом напомнил эксперт агентства количественной аналитики «Сиала» Владимир Никитин. Российское топливо покрывает дефицит внутреннего рынка Казахстана, напомнил он. Топливо следует и транзитом через Казахстан.
Морские волны противоречий
Относительного морского экспорта эксперты расходятся в оценках. Одни говорят о том, что экспорт бензина из России по морю в мае упал вдвое, подсчитали в ЦЦИ. Одной из главных причин стало укрепление рубля и влияние некоторых других факторов.
В целом объем нефтегазовых доходов России снизился в мае текущего года на 35,4% – до 512,7 млрд руб., указывается в данных Минфина РФ. Основное сокращение – за счет поставок через морские терминалы РФ нефти по трубе.
Однако насчет экспорта нефтепродуктов приводятся разные данные. Судя по одним источникам, поставки на экспорт для НПЗ становятся едва ли не убыточными, поэтому сокращаются. Из других источников следует, что теневой танкерный флот в мае текущего года, наоборот, увеличился: скажем, европейским танкерам стало выгодно перевозить российскую нефть и продукты ее переработки. И переход части «белого» флота, как мы и предполагали в начале весны, в «серую» зону в мае активизировался.
Морской экспорт нефтегрузов растет, и пока что санкции, кажется, догоняют, но не опережают ситуацию, считает эксперт ICS Consulting, член Экспертного совета ТПП РФ по экономике замкнутого цикла Илья Рыбальченко.
Чего ждать в июне
Однако что касается погрузки нефти и продуктов ее переработки на РЖД, то прогнозы остаются неутешительные.
В РФ продолжается переключение перевозок на водные пути и автотранспорт. Это становится уже не столько сезонным фактором, сколько альтернативой железнодорожным перевозкам.
Что же касается РЖД, то сколько цистерн пропустит сеть, такой и сложится погрузка. Аналитики предсказывали в мае спад в погрузке на 3–5% на фоне роста перевозок топлива автотранспортом. Однако глубина спада оказалась больше прогнозной. Стало быть, в июне следует ориентироваться на более пессимистичный сценарий: погрузка выйдет на уровень от -7 до -9%.