+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.06.2021 14:01:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Северный поток – 2: ожидания становятся реальностью?

В пятницу президент России Владимир Путин в рамках выступления на ПМЭФ-2021 объявил об успешной укладке труб первой нитки газопровода «Северный поток – 2». Это стало поводом для дискуссии о позиции ЕС в отношении этого проекта, американских санкциях, экономических отношениях с Украиной и валюте взаимных расчетов между Европой и Россией.
Долгая стройка
По словам В. Путина, в пятницу были закончены все линейные работы по прокладке труб, в том числе на морском участке. «Осталось приподнять и сварить трубы, а прокладка полностью завершена», – подчеркнул В. Путин. Лидер государства отметил, что в настоящее время продолжаются работы по строительству второй нитки. «В течение полутора-двух месяцев, скорее всего, будет закончена и вторая нитка на 27,5 млрд кубометров», – сказал он. По словам В. Путина, ориентировочно через 1–1,5 недели «Газпром» будет готов начать поставки.

«Северный поток – 2» – строящийся магистральный газопровод из России в Германию через Балтийское море длиной 1234 км. Трубопровод проходит через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран: Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции. К настоящему моменту «Северный поток – 2» готов на 95%. Изначально запуск был запланирован на конец 2019 года, однако из-за американских санкций его пришлось откладывать несколько раз.

Между тем в контексте позитивных новостей со стройки В. Путин также отметил, что на прошлой неделе была обеспечена готовность российской линейной части газового маршрута до компрессорной станции «Славянская». «Газ на «Славянскую» подан – «Газпром» готов к заполнению газом «Северного потока – 2». Этот маршрут напрямую соединит газотранспортные системы России и Федеративной Республики Германия и так же, как и «Северный поток – 1», будет служить энергобезопасности Европы, надежному снабжению европейских потребителей в целом», – заверил В. Путин.

«Мы готовы и в дальнейшем реализовывать с нашими европейскими и другими партнерами подобные высокотехнологичные проекты и рассчитываем, что логика взаимной пользы и взаимной выгоды неизбежно будет брать верх над разного рода искусственными барьерами текущей политической конъюнктуры», – добавил он.

Речь, конечно, идет об экономических санкциях против «Северного потока – 2». Федеральный канцлер Австрийской Республики Себастьян Курц, принявший участие в дискуссии, на вопрос о том, как оценивают в Европе риски дальнейшего влияния санкций на проект, обозначил уверенный позитив региона. «Действительно, теперь «Северный поток – 2» обеспечивает нас безопасными современными маршрутами пролегания до газопроводов. И проект этот должен, конечно, быть завершен на основе принятых положений», – подчеркнул он.

С. Курц отметил, что Европа еще долгое время будет нуждаться в поставках газа, и потому страны ЕС надеются на успешное завершение проекта. «Мы надеемся, что это обеспечит энергобезопасность Европы, и для России это будет очень положительно, потому что мы действительно покупаем многое на русском рынке», – добавил он.

В. Путин, в свою очередь, подчеркнул коммерческий характер проекта. «Те, кто думает или считает, что этот проект создается в обход каких-то других транзитеров, не правы. Маршрут по дну Балтийского моря из России в Федеративную Республику Германия по количеству километров короче, чем через европейские страны – Украину, Словакию, Австрию напрямую и т. д. Он короче и дешевле – это первое. Второе – здесь нет никаких страновых политических рисков, и не нужно платить деньги за транзит, что экономически более целесообразно. Это значит, что конечный потребитель в Германии будет получать газ дешевле, чем с помощью транзита через несколько европейских стран», – объяснил свою позицию президент.

«Я думаю, что он (проект «Северный поток – 2». – Прим. ред.) должен быть реализован, особенно в условиях, когда новая американская администрация говорит о том, что она хочет выстроить благообразные отношения со своими основными партнерами в Европе. Как же можно выстраивать хорошие отношения с партнерами и плевать при этом на их интересы? Это просто нонсенс какой-то», – подчеркнул В. Путин.

В защиту «Северного потока – 2» был поднят и тезис о чистоте газа, который планируется по нему поставлять. «Наш источник [газа] является самым чистым в мире. Потому что с помощью гидроразрыва пласта американская газовая промышленность добывает свыше 70% газа. «Газпром» – 11%. Но то, что добывается для «Северного потока – 2», прямо качается из-под земли. Здесь вообще никакого гидроразрыва нет. А гидроразрыв пласта – это с точки зрения экологии катастрофический способ добычи», – рассказал В. Путин.

Украинский вопрос
Отдельной темой стал вопрос поставок российского газа через Украину. В. Путин отметил, что между странами заключен контракт по поводу прокачки российского газа. В течение ближайших пяти лет он подразумевает прокачку до 40 млрд кубических метров. «В лучшие годы прокачивали, по-моему, чуть ли не до 200. Мы в Европу поставили газа в 2018 году свыше 200 млрд кубических метров. Если бы были нормальные отношения, прокачивали бы значительную часть через Украину», – добавил президент. Однако, по его словам, с этим начались проблемы даже не в сфере политики, а в сфере экономики, потому что монопольная возможность транзита газа порождает иллюзию, что «можно вздуть цены до небес за этот транзит», с одной стороны, а с другой стороны, попробовать опустить как можно ниже цены на газ, который приобретается для Украины в прямых контрактах между Россией и Украиной.

С. Курц ожидаемо отметил заинтересованность Европы в скорейшем разрешении конфликта с Украиной. «Конечно, мы хотим добиться, чтобы ситуация с Украиной тоже каким-то образом была отрегулирована. Мне кажется, что международная кооперация должна развиваться, и чем лучше она развивается, тем больше стабильности это нам обещает и тем лучше это для экономического развития не только в Европе, но и по всему миру», – сказал он.

При этом власти России исходят из того, что поставки в Европу будут расти, это может дать дополнительную загрузку и газопроводу, проходящему через Украину. На ближайшие 10 лет объем может увеличиться на 50 млрд кубических метров. «В прошлом году мы прокачали примерно 180 млрд, а в этом году можем выйти опять за 200 млрд [кубометров], потому что потребность растет. Пожалуйста, есть возможность загружать ГТС Украины и в будущем, даже после завершения срока действия нашего контракта на транзит», – заверил В. Путин.

Деньги будут, а какие – не важно
Также в ходе дискуссии был поднят вопрос о валюте взаимных расчетов между Россией и странами – импортерами газа. На вопрос модератора о том, почему для этого используется доллар, а не евро, С. Курц ответил так: «Это международная система, и поэтому рыночные цены вычисляются в долларах. Просто это та система, которая себя зарекомендовала. Мы можем платить и в евро за наши потребности в энергетике. Но, с нашей точки зрения, это не должно быть геополитическим вопросом, для нас это чисто экономический вопрос. Если цены высчитываются – в общем-то, не важно, в какой валюте это высчитывается». В. Путин с ним согласился: «Важна стабильность, предсказуемость и надежность. Валюта не важна».

Однако С. Курц отдельно подчеркнул зависимость таких экономических решений от крупных игроков рынка. «Фокус нашего внимания направлен на большие державы, для них, может быть, и важно, в какой валюте это оплачивается. А мы маленькая страна, и для нас важнее вопрос безопасности, чем вопрос цены», – сказал он.

Однако президент России отметил, что если эмитент, в данном случае Соединенные Штаты, не ценит национальную валюту как международную резервную («А, судя по всему, они не очень ценят, поскольку используют как инструмент конкурентной и политической борьбы», – сделал оговорку В. Путин), это наносит ущерб имиджу доллара. «Если посмотреть на то, что происходит (это не наши оценки, это оценки Мирового банка, других международных институтов), – сокращаются и золотовалютные резервы многих стран мира, в том числе союзников США, в долларах, и расчеты в долларах сокращаются», – уточнил В. Путин.

При этом российские операторы пока предпочитают операции в долларах. Хотя к доллару больше привязана нефть, потому что нефть – биржевой товар. Газ – небиржевой товар. В связи с этим В. Путин отметил готовность России рассматривать возможности расчетов и в национальных валютах. «Евро для нас абсолютно приемлем в расчетах по газу. Это можно делать, конечно, и, наверное, нужно делать», – подвел итог президент.

Подведем итоги: российская и европейская стороны проекта «Северный поток – 2» вновь обменялись позитивными ожиданиями от его реализации, а обозначенная новость об успехах строительства дала надежду на то, что они могут стать реальностью. В контексте решения президента США Джо Байдена не вводить новые санкции против газопровода они обретают все более реальные черты.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions