+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.02.2020 14:02:05
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

РЖД запретили закупку Эльбрусов, но у монополии остается шанс их купить

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отозвала сделку РЖД, теперь они не смогут закупить 15 тыс. компьютеров на процессорах «Эльбрус» за 1 млрд руб. Причиной внимания к размещенному тендеру стала жалоба от компании «Смарт технолоджис», дочки Национальной компьютерной корпорации. Эксперты считают, что несмотря на запрет, у РЖД еще есть возможность заключить желаемое соглашение.
Как стало известно ранее, на крупнейшую сделку с российским железом (комплектующие для вычислительной техники российского производства) было выделено 1,08 млрд руб. Торги должны были состояться 5 февраля, а оборудование поступить заказчику до 25 мая. Всего отечественные ПК должны получить 230 подразделений РЖД.

Стоимость одного компьютера может доходить до 72 тыс. руб., несмотря на довольно ограниченные требования по техническим характеристикам и мощности оборудования. В состав закупаемых систем должны были войти системный блок, монитор с диагональю не менее 23,8 дюймов, клавиатура, мышь, кабели питания. Компьютер должен работать на вариации операционной системы (ОС) Linux , которая занесена в реестр отечественного программного обеспечения при Минкомсвязи России. В составе ОС ожидалось видеть текстовый редактор, графический редактор, редактор таблиц и браузер. На данный момент по этим критериям подходит только один продукт из представленных на рынке.

Запрет на проведение сделки со стороны ФАС объясняется именно слишком высокой степенью конкретизации характеристик нового оборудования, что фактически ограничивает круг потенциальных поставщиков до точки – АО «МЦСТ», разработчика процессоров «Эльбрус». В условиях тендера указано, что чип в ПК должен быть зарегистрирован в реестре радиоэлектронной продукции РФ. Единственным микропроцессором, зарегистрированным в реестре, сегодня является микропроцессор «Эльбрус-8С» - 1891ВМ028 и его модификации 1891ВМ10Я, 1891ВМ10АЯ, 1891ВМ10БЯ за порядковым номером реестровой записи РЭ-59/19. В решении ФАС сообщается: «Указанные положения ТЗ документации не позволяют участнику представить эквивалентный товар, поскольку изменение технического предложения участника является основанием для отклонения заявки участника аукциона».

Юристы считают, что при приобретении такой техники РЖД обязаны проводить прямую закупку, а не маскировать происходящее под тендер. «ФАС усмотрела, что РЖД внесли в контрактную документацию сведения о том, что им требуются «Эльбрусы» определенной модели. Желание РЖД поддержать отечественного производителя вступает в противоречие с положениями закона о защите конкуренции. Не являются особым секретом сведения о том, кто автор и первичный правообладатель исключительных прав на процессор», – отмечает управляющий партнер юридической фирмы «Паритет» Александр Попов.

В АО "МЦСТ" и ООО "Смарт технолоджис" на вопросы корреспондента РЖД-Партнера не ответили. Мы направили запрос в ОАО "РЖД" и будем следить за развитием событий. 

Временная мера

ФАС направила в РЖД обязательное к исполнению предписание устранить нарушения закупочного законодательства. После его получения РЖД разместили на сайте государственных закупок уведомление о возвращении аукционных заявок претендентам. «Также уведомляем участников о возможности повторной подачи заявок после внесения изменений в документацию по открытому аукциону. Информация о новых датах окончания срока подачи заявок, дате рассмотрения заявок, дате проведения аукциона будет размещена при внесении изменений в документацию», – говорится в документе. Из-за предписания ФАС сделка не была отменена, но сроки ее исполнения сместились – теперь на 7 декабря 2020 года.

История далека от завершения. Стоит отметить, что существует как минимум два обозримых варианта для РЖД, чтобы исполнить решение ФАС и все равно обеспечить использование нужного hardware, в комбинации или по отдельности.

По словам А. Попова, первый вариант возникает из правовой защиты «Эльбруса» как объекта интеллектуальных прав. Состав участников закупки может быть представлен исключительно правообладателями на процессор с зарегистрированными договорами в Роспатенте. Любое вмешательство в такую закупку со стороны пресекается средствами судебной защиты и угрозой внесения в реестр недобросовестных поставщиков. Условие об использовании «Эльбрусов» может содержать указания на аналоги, но доказать тождественность будет сложно.

Второй вариант заключается в указании технических характеристик, при котором другие процессоры будут не подходить по каким-либо показателям (например, по частоте, количеству операций в секунду, энергопотреблению). C другой стороны, могут быть широко представлены аналоги. В этом случае у «Эльбрусов» будет одинаковый пакет документов по испытаниям и проверкам с результатами, точно соответствующими требованиям контрактной документации, как дополнительный защитный барьер.

Представитель компании, занимающейся производством микропроцессоров, подтвердил, что у АО «МЦСТ» теоретически могут появиться конкуренты, в том числе и на рынке отечественных разработок. По его словам, разработкой и производством процессоров в России заняты 11 компаний, хотя не все из них создают оборудование именно для компьютеров. Российские разработки известны в первую очередь применением в военных и космических отраслях.

Специалисты различают архитектуру и микроархитектуру процессора. Первая определяет, какие программы будут совместимы с этим процессором, а вторая – внутреннюю схему устройства. Среди российских разработок к ним относятся МЦСТ «Эльбрус», КМ211, «Мультиклет» и ряд других архитектур. В компьютерах могут применяться «Эльбрус» и НИИСИ.

Проторенная дорожка

Это не первый случай, когда именно «Сматр технолоджис» ведет войну с РЖД через ФАС. В марте 2019 года компания с помощью ведомства добилась возобновления закупки РЖД 16 тыс. компьютеров на 1,44 млрд руб. Ранее закупка была признана несостоявшейся в связи с отклонением всех заявок претендентов. Во время повторного рассмотрения предложений поступило четыре заявки. На завершившемся 27 марта 2019-го электронном аукционе по итогам торгов именно «Смарт текнолоджис» предложила наиболее низкую цену, поэтому ей достался договор на сумму без малого 1,42 млрд руб.

Ранее ФАС уже признавала невозможным стремление РЖД поддержать импортозамещение в условиях конкурентного рынка. В январе 2019 года РЖД не смогли осуществить закупку серверного оборудования на сумму 1,66 млрд руб. из-за того, что критерии оценки заявок подразумевали, что 15% их удельного веса напрямую зависит от страны происхождения предлагаемых серверов. «Учитывая изложенное, комиссия ФАС приходит к выводу, что заказчиком неправомерно установлен критерий оценки «Происхождение оборудования», поскольку указание страны происхождения программного обеспечения не является критерием, который влияет на качественную и/или технические характеристики объекта закупки. Указанные действия заказчика нарушают п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения», –объяснили свое решение в ФАС.

Теперь же РЖД мечутся меж двух огней: стремятся поддержать российские технологии по указу президента РФ, но попадают в тиски антимонопольного законодательства. В такие условия холдинг ставит сама страна, застрявшая где-то между рыночной и командной экономическими системами.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions