• Ставка на полувагон
    1486
    -9.9 %
    руб./сут.
    февраль 2020
  • Индекс качества IV КВАРТАЛ 2019Г. - 65 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.74 0.05 EUR ЦБ РФ 68.77 -0.01
    BTC 9676.46 usd BTC 621228.73 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.01.2020 11:42:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Предварительные итоги железнодорожной погрузки в январе

Погрузка на сети РЖД в январе может снизиться на 4–5% по сравнению с с аналогичным периодом 2019 года, считают эксперты.
Предварительные итоги железнодорожной погрузки в январе
Январь начался крайне тяжко для железнодорожников: то ли сказались длинные праздники, то ли общая ситуация не способствовала отправкам грузов. По оперативной информации, среднесуточная погрузка в первую половину месяца показала целых -10%. Но затем клиенты стали наверстывать упущенное.

Правда, не столь энергично, чтобы к концу января удалось преодолеть отставание, отметил председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Даже по осторожным прогнозам представителя ОАО «РЖД», погрузка на сети РЖД может снизиться на 3%. Но, судя по сложившейся обстановке, падение может оказаться и больше – в диапазоне от 4 до 5%.

Экспорт тормозит

Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», показали, что многие видят картину января схожей с декабрем прошлого года. В последний месяц 2019 года наблюдалась вялая погрузка экспорта.
Обычно конец года для РЖД становился месяцем ударной работы: грузоотправители спешили отправить максимум грузов до того, как произойдет очередная индексация тарифов перевозчика. Однако декабрь не только не улучшил итоговый результат работы сети, но и, наоборот, ухудшил сводные показатели.

Одним из негативных факторов стала инертность экспортеров. Вниз потянула вся линейка ключевых номенклатур (нефть и нефтепродукты, уголь, черные металлы, лом, лес, зерно, химикаты и сода). К ней в декабре прибавились еще и минудобрения, и железная руда, которые держались в положительной зоне практически весь прошлый год.

Напомним, что в целом в 2019 году экспортеры отправили 478,3 млн т грузов, что на 0,8% меньше, чем позапрошлом году. В январе 2020-го динамика погрузки продукции за рубеж снова ушла в отрицательную зону. Собственно, весь минус этого месяца и образовался из-за сжимания экспорта.
Однако в ОАО «РЖД» в декабре к этому тренду отнеслись спокойно, полагая, что уж в январе опоздавшие спохватятся. Особенно если их простимулировать скидками.

Если ранее в холдинге в этом плане проявляли твердость, заботясь прежде всего о своих доходах, то в декабре пошла серия решений о понижающих коэффициентах к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01. Они коснулись перевозок в термических контейнерах как в груженых, так и в порожних рейсах. В зависимости от пояса дальности размер понижающих коэффициентов на 2020 год установлен в пределах 0,5–0,962.

Скидки выделены на 18 видов продукции, доставляемой по ставкам тарифной политики железных дорог государств – участников СНГ транзитом через сеть РЖД. Речь идет, в частности, о перевозках цветных металлов, руды, угля, сахара-сырца, минудобрений и нефтепродуктов на ряде направлений.

Понижающие коэффициенты предоставлены и на перевозки в универсальных контейнерах в составе контейнерных поездов, на контрейлерные доставки. Также они предоставлены на грузы 2 и 3 тарифных классов в рефрижераторных контейнерах на ряде направлений, а кроме того – на внутренние транспортировки стальных заготовок на ряде направлений.

Внутренний рынок

Стимулов для ускорения не просматривалось и на внутреннем рынке. Бизнес в январе продолжил снижать обороты. Отправлять больше грузов в нынешних условиях в ряде сегментов российской экономики стало невыгодно. Отчасти виноват вялый потребительский спрос, отчасти – ограничения инфраструктуры.

Сложилась странная ситуация: погрузка в январе ушла вниз еще глубже, чем в декабре, а количество брошенных поездов на сети в первом месяце 2020 года остается практически на том же уровне. Согласно данным, прозвучавшим на одном из селекторных совещаний ОАО «РЖД», в январе от движения уже было отставлено около 6,2 тыс. составов.
Для сравнения: в последний месяц прошлого года было зафиксировано 6710 брошенных поездов. Иными словами, ситуация должна была улучшаться. Но этого не происходит. Что грузов много, что мало – сеть все равно тормозит, а оборот вагонов увеличивается.

Прогнозы неопределенные

Какие причины влияют на результаты в части железнодорожной погрузки? В ОАО «РЖД» по-прежнему ссылаются на неблагоприятную конъюнктуру мировых рынков.
Однако, как отметили эксперты, уголь плохо продается только на европейском рынке. Соответственно, его погрузка уходит вниз на северо-западе. Тем не менее как в декабре, так и в январе уголь хорошо едет в Азию.

И вопрос объемов тесно связан с тарифной политикой как железнодорожников, так и стивидоров. Если последние (как и железнодорожные операторы) проявляют достаточную гибкость, то этого нельзя сказать об ОАО «РЖД»: угольщикам с трудом удалось добиться скидок на Южном и Северо-Западном направлении, но не на Восточном.

Аномально теплая зима в европейской части России практически не повлияла на внутреннюю погрузку угля, поскольку основная часть угольных ТЭЦ расположена в тех регионах, которые в январе заметает снегом.

На погрузку нефтегрузов негативное влияние оказал пожар на НПЗ в Ухте. Но негативная динамика в погрузке черных металлов, опять-таки, лишь отчасти явилась следствием неблагоприятной мировой конъюнктуры.

Данная номенклатура – один из основных доноров тарифов ОАО «РЖД». Это особо не влияет на погрузку, когда металл активно продается за рубежом. Но только не сейчас. Особенно на фоне окрепшего рубля по отношению к ведущим мировым валютам.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Индекс качества вернул себе значение 2016 года

Индекс качества вернул себе значение 2016 года
По итогам IV квартала 2019 года результат исследования журнала РЖД-Партнер Индекс качества составил 65 баллов. По сравнению с III кварталом 2019-го показатель вырос на 1 пункт, однако по сравнению с IV кварталом 2018-го его значение увеличилось на 3 пункта.
РЖД-Партнер

Откуда деньги, или что стало причиной резкого роста прибыли ОАО РЖД

Откуда деньги, или что стало причиной резкого роста прибыли ОАО РЖД
РЖД-Партнер

РЖД запретили закупку Эльбрусов, но у монополии остается шанс их купить

РЖД запретили закупку Эльбрусов, но у монополии остается шанс их купить
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отозвала сделку РЖД, теперь они не смогут закупить 15 тыс. компьютеров на процессорах «Эльбрус» за 1 млрд руб. Причиной внимания к размещенному тендеру стала жалоба от компании «Смарт технолоджис», дочки Национальной компьютерной корпорации. Эксперты считают, что несмотря на запрет, у РЖД еще есть возможность заключить желаемое соглашение.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort