+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.02.2020 10:22:18
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Петербург встретил первый поезд Дороги Победы

В субботу на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге состоялась театрализованная реконструкция встречи первого поезда, прибывшего в Ленинград после прорыва блокады. В мероприятии приняли участие реконструкторы, которые попытались воссоздать атмосферу событий февраля 1943 года. Но главными героями в этот день стали три исторических локомотива времен Великой Отечественной войны и послевоенного времени, принадлежащих Октябрьской железной дороге.
77 лет назад по железной дороге, построенной всего за 17 дней, прибыл состав с продовольствием после 1,5 лет блокады, когда единственным путем снабжения Ленинграда оставалась Дорога жизни. Перед реконструкцией своими воспоминаниями поделился строитель Дороги Победы, красноармеец 11-й бригады железнодорожных войск Вадим Сергеевич Бобиков. Он особенно подчеркнул, что несмотря на критическую важность для выживания города, Дорога жизни не могла обеспечить стабильный подвоз продовольствия в необходимом количестве. Поэтому строительство началось по решению Государственного комитета обороны СССР сразу после прорыва блокады 18 января. Провести необходимые работы было поручено УВВР-2, которым руководил начальник «Ленметростроя» Иван Георгиевич Зубков, на выполнение задания было отведено всего 20 суток.

Как вспоминает В. С. Бобиков, вкупе с сильным морозом, бездорожьем болотистого региона и непрерывным обстрелом задача была действительно непосильной. Будущая трасса должна была проходить через болота и лесные массивы, а наиболее сложным  стало сооружение низководного моста длиной 1,3 тыс. м через Неву. На пути трассы было обнаружено 1730 мин, семь неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. Процесс их обезвреживания постоянно тормозил работу. Тем не менее дорога была сдана 5 февраля. Ее длина составила 33 км, на ней находилось три моста (через реки Неву, Назию и Черную) и три разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения.

Первый поезд пришел в Ленинград 7 февраля 1943 года, он привез в осажденный город 800 т сливочного масла. Тогда тысячи ленинградцев пришли встречать победный локомотив. Временная железнодорожная ветка получила название «Дорога Победы».

Напомнил о важности этого события и поздравил город и его жителей начальник ОЖД Виктор Голомолзин: «Прорыв блокады и снятие ее полностью в последующем – это первый шаг к победе в Великой Отечественной войне. Для железнодорожников ОЖД, помимо прорыва блокады, есть и вторая знаковая дата – это прибытие продовольственного поезда в Ленинград. Не менее значим и подвиг железнодорожников, которые обеспечили работу дороги».

Сами машинисты, которые водили составы по наскоро построенной однопутной железной дороге, называли ее Дорогой смерти, потому что ветка проходила в 3–4 км от линии фронта и постоянно подвергалась обстрелам противника. Дорога Победы помогала поставлять продовольствие и снабжение для обороны до 10 марта 1944 года. Вначале направление поездов на трассе чередовалось. Несмотря на все усилия, удавалось пропускать лишь две–три пары поездов в сутки. Позднее для увеличения количества поездов был применен караванный способ: в одну ночь все поезда шли в Ленинград, в следующую – в обратную сторону. Таким образом максимально удавалось пропускать 16–25 составов. По данным Музея обороны Ленинграда, летом и осенью 1943-го удалось наладить и пассажирские железнодорожные перевозки: сначала два пассажирских вагона в составе грузовых поездов, а затем и пассажирский поезд № 21/22 Ленинград – Москва.

Прибывших посмотреть на реконструкцию сегодня тоже было немало. В основном посетить событие решили семьи с детьми и старшее поколение. Второй раз в жизни поезд встречали и дети войны. Зрителей накормили солдатской кашей, а оркестр исполнил для них марши военных лет.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions