• Ставка на полувагон
    1163
    -10.9 %
    руб./сут.
    апрель 2020
  • Индекс качества IV КВАРТАЛ 2019Г. - 65 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 77.73 0 EUR ЦБ РФ 85.74 0
    BTC 7210.84 usd BTC 548600.71 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.02.2020 15:12:48
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Откуда деньги, или что стало причиной резкого роста прибыли ОАО РЖД

Откуда деньги, или что стало причиной резкого роста прибыли ОАО РЖД
Новой темой для обсуждения деятельности компании ОАО «РЖД» стало вчерашнее заявление генерального директора – председателя правления Олега Белозерова в ходе заседания Совета Федерации (СФ). Глава монополии, в частности, сообщил о том, что чистая прибыль Российских железных дорог по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) по итогам 2019-го составила 53 млрд руб. 

В 2018 году чистая прибыль РЖД по РСБУ составила 18 млрд руб., что почти в 3 раза меньше прибыли 2019-го. Кроме того, фактический результат в 2019-м практически вдвое превысил и прогнозы холдинга – планировалось получить 27 млрд руб. чистой прибыли. 11 декабря на заседании правления компании в своей презентации О. Белозеров сообщил о том, прогноз по прибыли на текущий год составляет 50 млрд руб.

Объясняя вчера существенный рост показателей, сам О. Белозеров связал его с постоянной работой по повышению эффективности и ростом производительности труда.

«Мы каждый год снижаем наши затраты и в прошлом году снизили их на 30 млрд руб. По оценке Международного энергетического агентства, РЖД – лучшая в мире железнодорожная компания по энергоэффективности грузовых перевозок», – отметил О. Белозеров.

Он обратил внимание на достижение показателей в пассажирском комплексе: было перевезено почти 1 млрд 200 млн человек, что является самым высоким результатом за последние 11 лет.

В грузовом сообщении почти 100 млн т угля было перевезено в направлении Дальнего Востока, что также является рекордом, сообщил глава монополии. «Самую высокую динамику показал контейнерный сегмент перевозок – прирост почти 13%. Мы впервые преодолели важный психологический рубеж и перевезли более 5 млн контейнеров», – сказал О. Белозеров.

Тем не менее итоговая годовая отчетность ОАО «РЖД» пока не доступна для детального анализа: на момент заявления, равно как и на момент публикации, она не была опубликована ни на сайте раскрытия корпоративной информации «Интерфакса», ни на собственном сайте РЖД.

В связи с этим ряд экспертов пока очень осторожно высказывают свои предположения о том, что послужило причиной трехкратного роста. С оговоркой о том, что необходимо дождаться публикации официальных цифр и уже потом проводить более детальный анализ.

Так, аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев обращает внимание на то, что последние доступные финансовые отчеты – по РСБУ за 9 месяцев и по МСФО за 6 месяцев прошлого года. «Из пресс-релиза РЖД по выступлению О. Белозерова в Совете Федерации неясно, к чему относится озвученная итоговая чистая прибыль в размере 53 млрд руб. – к прибыли юридического лица ОАО «РЖД» по РСБУ или к прибыли всей группы РЖД по МСФО. Это большая разница: МСФО более информативна, поскольку консолидирует активы, расчеты и результаты», – говорит он.

Цифра в 53 млрд вызывает у аналитика некоторое недоумение, поскольку в отчете по РСБУ за 9 месяцев 2019 года фигурировала чистая прибыль в размере 65 млрд руб., а в отчете по МСФО за 6 месяцев – в размере 107 млрд руб. Куда ушла разница, пока неясно.

«Если только предполагать, на рост чистой прибыли могло повлиять снижение затрат. О Белозеров в СФ заявил, что в прошлом году они были снижены на 30 млрд руб. Кроме того, вырос пассажиропоток, выросли тарифы нам пригородные перевозки. Несмотря на стагнацию объемов погрузки, вырос грузооборот, в том числе за счет перенаправления части экспортных грузов, например угля, с Запада на Восток. Ну и, наконец, вспомним, что в прошлом году РЖД продали некоторые активы. Были проданы 50% плюс две акции ПАО «ТрансКонтейнер» за 60,3 млрд рубю», – комментирует А. Калачев.

Кстати, не только он один из экспертного сообщества указывает на роль в экономике ОАО «РЖД» продажи крупнейшего российского железнодорожного контейнерного оператора – ПАО «ТрансКонтейнер». Напомним, что продажа 50% плюс две акции «ТрансКонтейнера» состоялась в конце ноября. ГК «Дело» Сергея Шишкарева обошла структуры ООО «Енисей Капитал» миллиардеров Александра Абрамова и Романа Абрамовича и ПГК Владимира Лисина, предложив почти вдвое выше стартовой цены – 60,3 млрд руб.

Соответственно, почти вся эта сумма ушла в прибыль.

Детальный анализ причин роста прибыли ОАО «РЖД» не берется пока что делать и директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Юрий Соколов. По его предположениям, рост прибыли в условиях снижения объемов перевозок может быть результатом развития системы оказания дополнительных услуг (прежде всего транспортно-логистических), а с другой стороны – результатом недоинвестирования средств в течение 2019 года.

В свою очередь, президент ООО «Институт развития транспортных систем» Александр Синев делится предположением лишь о факторах, сыгравших свою роль по итогам 9 месяцев 2019 года. А именно, во-первых, рост расходов значительно ниже роста доходов. Вклад в рост валовой прибыли составил 31 млрд руб. Во-вторых, существенно выросли прочие доходы к 2018 году – на 29 млрд руб.(по итогам 9 месяцев).

Один из главных вопросов, волнующий участников рынка в данной ситуации, – возникающий парадокс, когда при росте прибыли становится все больше жалоб на работу РЖД. Интересно, что вместе с этим вырос и Индекс качества услуг железнодорожного транспорта (исследование РЖД-Партнера по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом).

По итогам IV квартала 2019 года Индекс качества составил 65 баллов, увеличившись на 1 пункт по сравнению с предыдущим периодом 2019-го. По сравнению с IV кварталом 2018-го его значение увеличилось на 3 пункта.

Несмотря на рост показателей Индекса качества РЖД-Партнера, само качество перевозок на линейном уровне остается довольно-таки низким, высказывается председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. По его предварительной оценке, указанная прибыль сформирована больше за счет сокращения расходов. «Рост производительности говорит о том, что РЖД пошли по пути сокращения расходов. То есть либо эти расходы перенесены вправо в периоде, либо они просто не осуществляют те расходы, которые необходимы. Поэтому мне кажется, это некий тревожный знак к тому, чтобы более детально посмотреть на итоги 2019 года в плане содержания инфраструктуры, правильности несения расходов компании, оценить те риски, которые мы получаем в 2020–2021 гг.», – отмечает П. Иванкин.

Как уже было сказано, в планах РЖД на 2020 год – чистая прибыль на уровне 50 млрд руб. Но в случае если ее увеличение идет за счет не грамотной оптимизации расходов, а лишь их обнуления или же сдвига вправо, этот механизм имеет весьма пагубный характер.

«С одной стороны, это очень удобно – высокая прибыль. А с другой стороны, это ведет к тому, что инфраструктура может давать очень серьезные отказы, которые приведут к серьезным сбоям в движении», – подытоживает П. Иванкин.

К более детальному обсуждению темыРЖД-Партнер вернется после опубликования итоговой отчетности ОАО «РЖД» по РСБУ.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

РЖД вынуждены идти на непопулярные меры, сокращая рабочий день

РЖД вынуждены идти на непопулярные меры, сокращая рабочий день
Решение о переходе на неполный рабочий день, которое, скорее всего, будет принято правлением ОАО «РЖД», коснется практически всех сотрудников компании. Для РЖД это не новая мера, а опыт 2008–2009 гг., когда также наблюдались кризисные явления в экономике и падение перевозок. Тогда президент компании и глава Роспрофжела открыто выступили перед коллективом компании и объяснили, что данная мера в первую очередь направлена на сохранение персонала. Альтернатива данной меры – сокращение штатов более чем на 10%. Тогда железнодорожники выбрали вариант сокращения фонда оплаты труда.
РЖД-Партнер

РЖД в марте снизили перевозки пассажиров в дальнем следовании на 20%

РЖД в марте снизили перевозки пассажиров в дальнем следовании на 20%
РЖД в марте 2020-го перевезли 6,5 млн пассажиров поездами дальнего следования, что на 19,9% меньше, чем годом ранее, говорится в сообщении холдинга.
РЖД-Партнер

Грузоотправители Северо-Кавказской железной дороги все чаще выбирают дистанционное взаимодействие

Грузоотправители Северо-Кавказской железной дороги все чаще выбирают дистанционное взаимодействие
В условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции Северо-Кавказская железная дорога призывает грузоотправителей более активно использовать цифровые сервисы для оформления договорных отношений с целью минимизации личных контактов.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions