В «Открытом диалоге» приняли также участие: руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ И. Ю. Коваль, руководители и полномочные представители национальных железных дорог Китая, Казахстана, Республики Кореи, Азербайджана, Австрии, Италии, Германии, Белоруссии, Польши, Финляндии, Латвии, Монголии, ФТС России, Всемирного почтового союза, ГК «Дело», АО «УГМК», АО «ОТЛК ЕРА», ГК FESCO и рассказали о достигнутых результатах, обозначив проблемные, по их мнению, вопросы конкурентоспособности.
Всего к онлайн-трансляции 30-го Пленарного заседания подключились более 500 участников из 28 стран: руководители министерств и ведомств, таможенных и почтовых служб, администраций железных дорог, морских портов, судоходных компаний, транспортно-логистических, страховых, охранных, IТ-компаний, международных организаций, отраслевой науки, национальных ассоциаций операторов и экспедиторов России, Европы, Японии, Китая и Республики Кореи.
О. Белозеров в своем выступлении обозначил ключевые тенденции и направления, с которым сталкивается сейчас сфера транзитных контейнерных перевозок. Это высокие требования к надежности, безопасности, экологичности и стабильности железнодорожных перевозок. Он отметил, что благодаря слаженному взаимодействию участников перевозочного процесса на платформе КСТП принимаются решения, способствующие повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта в международных перевозках.
Успешное взаимодействие железнодорожного и морского транспорта позволило членам совета реализовать ряд новых совместных проектов по развитию мультимодальных сервисов, связывающих страны СНГ и Европы с Китаем, Республикой Кореей и Японией, подчеркнул О. Белозеров в своем докладе.
Глава ОАО «РЖД» высоко оценил достигнутые показатели перевозок: «За 8 месяцев 2021 года через пограничные переходы и российские порты перевезено почти 400 млн т внешнеторговых грузов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года перевозки увеличились более чем на 7%. 2021 год поставит абсолютные рекорды по объему транзитных контейнерных перевозок – планируется достичь 1 млн ДФЭ, в 2024 году – 1,7 млн ДФЭ. На Восточном полигоне по итогам 8 месяцев было перевезено 223 тыс. ДФЭ, что на 70% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Уверенный рост транзита продолжается в сообщении Китай – Европа – Китай: за 8 месяцев 2021 года это свыше 500 тыс. ДФЭ (+48,7%). Такие результаты достигнуты в том числе за счет скоординированных усилий всех участников семистороннего соглашения об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа. Динамично растет транзит и через Монголию: за 8 месяцев – в 3 раза по отношению к прошлому году. Уверен, что дальнейшая модернизация АО «УБЖД» будет способствовать повышению роли трансмонгольского маршрута в евро-азиатской логистике. К числу быстрорастущих направлений отнесу и Калининградскую железную дорогу. За 8 месяцев транзитные перевозки выросли в 4 раза и составили 70 тыс. ДФЭ».
Ключевое внимание будет отдано вопросам зеленой повестки. Как подчеркнул О. Белозеров, при перевозке поездом 20-футового контейнера от Шанхая до Вены в атмосферу выбрасывается в 16 раз меньше углекислого газа, чем при перевозке морским судном, в 70 раз меньше, чем грузовым автомобилем, в 700 раз меньше, чем самолетом.
«2021 год объявлен в холдинге «РЖД» Годом экологии, поэтому мы рассматриваем все технологические решения и проекты с точки зрения реализации Экологической стратегии, которая одобрена правлением компании несколько месяцев назад. В 2020-м ОАО «РЖД» подписало декларацию МСЖД по устойчивому развитию, а в августе текущего года совместно с казахстанскими и белорусскими железными дорогами – Меморандум о содействии устойчивому развитию транзитного потенциала и экологической безопасности железных дорог государств – членов Евразийского экономического союза. В Европейском союзе 2021-й объявлен Годом железных дорог, а также провозглашен зеленый курс по перераспределению грузов на железную дорогу», – добавил он.
Таким образом, вопросы продвижения зеленых мультимодальных сервисов станут одной из задач деятельности Совета.
Участники форума констатировали, что на фоне кардинального изменения конъюнктуры морских перевозок, сопровождавшегося историческим ростом ставок фрахта, дефицитом контейнеров, сбоями в традиционных логистических цепочках поставок через Суэцкий канал, происходит наращивание объемов железнодорожных перевозок контейнеров в сообщении Китай – Европа. Наиболее эффективный метод дальнейшего развития этой позитивной динамики – плотное и заинтересованное сотрудничество всех участников транспортно-логистических цепочек из различных стран мира.
Важное значение для эффективности работы сквозных сервисов имеет межведомственное взаимодействие, в том числе транспортных и государственных контрольных органов. В ходе Пленарного заседания заместитель начальника управления таможенного сотрудничества Федеральной таможенной службы России Владимир Чевычалов отметил, что в целях ускорения транзита товаров на территории России реализована возможность их декларирования в электронной форме, и в настоящее время доля транзитных деклараций при железнодорожных перевозках по России, декларируемых в электронной форме, достигла 99%.
Одним из эффективных механизмов контроля за контейнерными перевозками товаров является их отслеживание с применением электронных навигационных пломб. В рамках пилотного проекта были осуществлены контейнерные перевозки транзитных товаров из порта Санкт-Петербурга в морской порт Восточный с применением электронных навигационных пломб.
Растущий объем транзитных перевозок обозначил ряд узких мест, устранение которых которые требуют совместных решений и действий членов КСТП.
В частности, участники Пленарного заседания КСТП отметили, что в настоящее время основной объем трансъевразийских перевозок в Европу следует сейчас через пограничный переход Брест/Малашевиче.
В целях удовлетворения растущих потребностей в трансграничных перевозках начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов подробно представил ведущуюся в Беларуси деятельность по наращиванию объемов контейнерного транзита в сообщении Азия – Европа – Азия. Эта работа по развитию перевозок не только через пограничный переход Брест – Тересполь, но и по другим маршрутам. Так, совместно с китайскими и европейскими партнерами организованы перевозки контейнерными поездами через белорусско-польские пограничные переходы Брузги – Кузница Белостоцкая и Свислочь – Семянувка.
В свою очередь, в целях расширения инфраструктурных возможностей АО «ПКП Карго» реализует проект по модернизации пограничного перехода Тересполь – Брест, предусматривающий расширение пограничной станции Тересполь на 10 станционных путей колеи 1520 мм. Это повысит пропускную способность пограничного перехода Тересполь – Брест (с сегодняшних 14 пар поездов по колее 1520 мм до 25 пар поездов), что, в свою очередь, даст возможность увеличить использование перерабатывающей способности перегрузочного района Малашевиче. Также планируется строительство второго моста, соединяющего Брест и Тересполь, через реку Буг, что увеличит пропускную способность пограничного перехода до 50 пар поездов в сутки.
Также АО «ПКП Карго» проводит активную работу по установлению на пограничном переходе Семянувка (ПКП) – Свислочь (БЧ) санитарного контроля для погранично-таможенного оформления грузов, перевозимых в контейнерах.
Как было отмечено в докладе О. Белозерова, в числе быстрорастущих направлений находится Калининградская железная дорога. Высокие производственные результаты были достигнуты благодаря выводу на рынок нескольких мультимодальных транспортных продуктов, использующих короткое морское плечо на Балтике, а также планомерной и эффективной работе по созданию современной транспортно-логистической инфраструктуры. Существенные перспективы для роста имеются в организации трансъевразийских перевозок в/из Японии.
Как отметил заместитель председателя КСТП, президент Ассоциации транссибирских интермодальных операторов Японии (TSIOAJ) Дзюнъитиро Ватанабэ, КСТП играет важную роль в создании привлекательных условий для использования Транссибирского маршрута для перевозки грузов между Японией и Европой, а также в сообщении Японии с Россией.
В результате совместных усилий КСТП и TSIOAJ по привлечению дополнительной грузовой базы для перевозок по ТСМ с середины 2020 года объемы перевозок в сообщении с Японией выросли в 40 раз по сравнению с показателями 2019-м.
Выработку мер по реализации имеющегося потенциала сотрудничества, дальнейшему росту объемов перевозок, устранению имеющихся узких мест, повышению эффективности мультимодальных сервисов, и внедрению цифровых решений, планируется продолжить на традиционном совместном форуме КСТП и TSIOAJ, намеченном в этом году на третью декаду ноября.
Новым направлением, получившим стремительное развитие в последнее время, является рост перевозок почтовых отправлений и товаров электронной коммерции железнодорожным транспортом. О текущей ситуации и перспективах развития перевозок международных почтовых отправлений железнодорожным транспортом рассказали «Почта Китая» и АО «Почта России».
Ну и, конечно, рассматривая вопросы стратегического развития трансъевразийских перевозок в ходе пленарного заседания, нельзя было обойти вопросы аналитической деятельности совета и взаимодействия с отраслевой наукой. В этой связи в 2022 году планируется организовать совместную международную научно-практическую конференцию КСТП и РУТ (МИИТ) «Инновации для устойчивого развития транспорта», посвященную вопросам повышения потенциала человеческого капитала для трансъевразийских транспортных проектов.
В ходе заседания в состав КСТП в качестве новых постоянных членов Совета были приняты Mercitalia Rail, входящая в Группу итальянских государственных железных дорог, ГК «Дело», уже объединяющая в своем составе членов КСТП ПАО «ТрансКонтейнер» и Global Ports, а также подписан Меморандум о сотрудничестве между КСТП и Международным союзом по комбинированным автомобильно-железнодорожным перевозкам (UIRR).