+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.12.2019 14:41:19
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Эксперт назвала 10 ошибок, недопустимых в новом Прейскуранте № 10-01

В области грузовых железнодорожных перевозок с 2026 года могут ввести новую тарифную систему. 12 ноября председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, Минфину, Минэкономразвития и ФАС совместно с РЖД до 30 января 2021-го представить проект новой модели тарифного регулирования.
Свою позицию о том, что необходимо избежать при формировании новой тарифной системы, на круглом столе в рамках XVII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» высказала независимый эксперт Мария Никитина. Она обрисовала десять  ошибок, недопустимых в новом Прейскуранте № 10-01.

Во-первых, необходимо избежать только косметических изменений. Прейскурант № 10-01 1990 года выпуска требует капитального ремонта, считает она.

«Основной принцип, который заложен в прейскурант 1990 года, – это платежеспособность грузов в точке сбыта. И грузы, и точки сбыта уже давно поменялись, а каких-то системных изменений мы не видели. РЖД всегда вместе с регулятором балансировали эти вещи дополнительными надбавками: кодами, скидками на дальность, тарифным коридором сейчас. Все эти надбавки и скидки никогда не носили системный характер – кто-то получал, кто-то не мог пройти через бюрократическую систему. Самое основное, что они не решали ключевой вопрос – образования финансовой дыры РЖД, которая происходила из-за факторов, не зависящих от РЖД», – поясняет она.

Во-вторых, перерасчет себестоимости из среднесетевой в поучастковую не может считаться инновацией тарифной системы.

«Мне непонятно, если наша проблема заключается в том, что мы не можем собрать достаточное количество денег на покрытие текущих затрат, почему, если мы разобьем эти деньги на части и заставим каждого платить ту же сумму по отдельности, денег появится больше или затрат станет меньше? Непонятно, как это решает ключевую проблему прейскуранта?» – высказывается М. Никитина.

В-третьих, принципиально важно менять тариф, а не говорить об изменении, скажем, неких внешних его признаков. Другими словами, можно легко реализовать идею расчета тарифа на смартфоне, однако проблемы, связанные с содержанием расчета, от этого не изменятся. По словам эксперта, вопрос диджитализации прейскуранта – дело техники. Если же рассматривать цифровизацию как основу для построения новой тарифной системы, это означает, во-первых, реализацию учета макро- и микроэкономических факторов, влияющих на стоимость перевозки, во-вторых – обеспечение привязки тарифов к этапам изменения ключевых показателей и в-третьих – реализацию тарифного моделирования, в том числе долгосрочного.

В-четвертых, надбавки и скидки должны быть экономически обоснованны. М. Никитина отмечает, что в прейскуранте имеется более 100 различных поправочных коэффициентов. Например, понижающий коэффициент на дальность, который снижает тариф пропорционально дальности перевозки, он привязан к реальному снижению себестоимости при перевозке для РЖД. И в тоже время в текущем прейскуранте есть понижающие коэффициенты на дальность, которые были установлены для сохранения кодов исключительных тарифов грузоотправителей при вступлении России в Единое экономическое пространство. Аналогичная ситуация по другим коэффициентам. Например, коэффициенты на груз или на тип отправки: иногда они отражают прямую связь с стоимостью груза, а иногда просто зашиты в коды исключительных тарифов или в протекционистские меры поддержки вагоностроителей. Необходимо разделить все скидки и надбавки на две категории. Первая – скидки и надбавки, связанные с себестоимостью перевозки. Вторая категория поправочных коэффициентов – коммерческая, которая должна быть связана с эластичностью спроса груза и его привлекательностью для РЖД.

Пятая ошибка, которую нельзя допустить, по мнению эксперта, состоит в том, что этапы перехода к новым тарифам должны быть не для отвода глаз, а для достижения целевого состояния. «Переход к новым тарифам содержит несколько этапов. На первом этапе сохраняются все проблемы старого Прейскуранта № 10-01: непрозрачность, необоснованность, перекрестное субсидирование и т. п. А под словом «новая» модель понимается гаджетализация. Но есть и следующий этап, когда речь идет о том, что тариф будет устанавливаться в зависимости от типа вагона, веса груза и иметь прямое отношение к себестоимости. Однако эти два этапа между собой никак не связаны И для нормального течения бизнес-процессов это выглядит очень странно. Обычно ставится конечная цель, и этапы привязаны к этой конечной цели. И они экономически детерминированы. К сожалению, сегодня этого не существует. Но хотелось бы, чтобы эта связь все-таки обнаружилась», – высказывается М. Никитина.

Кроме того, необходимо учесть эластичность спроса на перевозку груза уже на первом этапе или прямо сейчас. С 2016 по 2019 год была проведена большая межведомственная работа с привлечением профильных научных институтов и коммерческих организаций по учету в тарифе эластичности спроса на перевозку. Де-факто этот принцип и так сегодня используется. Например, надбавка 13,4% в 2014 году на нефть на экспорт и ее отмена после массового ухода нефти в трубу в 2018-м. Все эти коэффициенты отражают эластичность спроса этого груза на услуги РЖД. «Почему, если этот расчет уже сделан, не использовать это де-юре и уже сегодня не включить в прейскурант? Оценочно мы можем увидеть доход от применения этой меры в сумме около 100 млрд руб.».

Также М. Никитина обращает внимание на обеспечение прозрачности тарифных условий для всех и принцип адресности сбора средств и введения надбавок.

Дифференциация тарифов по типу подвижного состава непонятна, комментирует она девятую ошибку: «Почему, если металл едет в контейнере, он должен стоить в 2 раза дешевле, чем если он едет в крытом вагоне? Для РЖД какая разница? Или наоборот, если едет порожняя цистерна, почему она должна платить в 3 раза больше, чем порожний вагон?»

И, наконец, последняя ошибка, которую нельзя допустить: тариф не должен зависеть от критики монополии. «В условиях субъективных принципов установления тарифов скидки легче дают тому, кто хвалит, а надбавку – тем, кто критикует монополию. Такая система порочна и любому руководителю объективно трудно проконтролировать все злоупотребления на разных уровнях, если сама система это стимулирует», – подытоживает эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions