+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.02.2020 14:36:11
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Чем Deutsche Bahn может помочь Укрзализныце

Одна из крупнейших в мире транспортных компаний Deutsche Bahn (DB) 5 февраля подписала в Киеве Меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству с украинским железнодорожным монополистом АО «Укрзализныця» (УЗ). Корреспондент РЖД-Партнера решил выяснить, чем знаменит немецкий концерн, чем он отличается от УЗ, а также чем может быть полезен украинскому железнодорожному транспорту.
Напомним, меморандум состоит из трех этапов. На начальном этапе стороны изучат состояние УЗ и составят дорожную карту изменений. На этапе реализации проекта будут назначены руководители, ответственные за внедрение стратегической дорожной карты. Все это должно быть реализовано не позднее 31 декабря 2020 года. После этапа реализации, с 1 января 2021-го, следует управленческий этап, во время которого компания DB E & C будет предоставлять УЗ поддержку в сфере управления согласно ключевым показателям эффективности.

Показатели деятельности

Для начала сравним показатели деятельности двух компаний, проанализировав годовые отчеты за 2018 год. Это наиболее свежие данные, опубликованные на сегодняшний день. Данные об украинской компании приведены с учетом Крыма, а также Донецкой и Луганской областей, так как они взяты из отчета УЗ.

кристина таблица.jpg

Нельзя не отметить, что на DB приходится менее половины грузопотока и около 68% пассажиропотока в Германии. При этом консолидированный оборот предприятий концерна DB превышает годовой бюджет Украины.

В 2018 году он составил более €44 млрд, УЗ в том же году заработала только €3 млрд.

DB называет себя второй по величине транспортной компанией в мире после немецкой почтовой и логистической службы Deutsche Post/DHL и является крупнейшим железнодорожным оператором и владельцем инфраструктуры в Европе. DB несколько лет подряд становится крупнейшей в мире железнодорожной компанией по выручке, располагая при этом самой протяженной в Евросоюзе сетью железных дорог, общая длина которых составляет порядка 33 тыс. км, что на треть больше, чем у УЗ.

Электрифицированных участков в Германии 53%, на Украине – примерно 47%. Несмотря на это, в распоряжении DB значительно больше единиц дизельного подвижного состава, на Украине же новые дизель-поезда практически не закупались со времен распада СССР.

Грузовых вагонов у УЗ значительно больше – свыше 106 тыс. Однако, учитывая количество перевозимого груза, в работе используется в лучшем случае половина парка.

В структуре парка грузовых вагонов DB преобладают фитинговые платформы, доля которых оставляет 43%. У украинского монополиста почти половина парка состоит из полувагонов.

Виды деятельности

Удивительно, но большую часть перевозок по железной дороге составляют именно пассажиры. В грузовом секторе высокая конкуренция, и DB ежегодно перевозит все меньше грузов. В 2018 году доля DB в структуре железнодорожного грузопотока внутри Германии сократилась до 49%.

Напомним, на Украине доля УЗ до сих пор близка к 100%.

В пассажирском секторе конкуренция значительно меньше: помимо DB, на рынке всего несколько перевозчиков, в частности лоукостер Flixtrain и австрийская компания ÖBB.

Помимо региональных и высокоскоростных поездов, DB занимается эксплуатацией городских электропоездов S-Bahn (аналог МЦД и МЦК), трамваев, автобусов, автомобилей каршеринга и даже велосипедов.

УЗ же остается классическим железнодорожным перевозчиком, не занимающимся другими видами деятельности.

Пассажирские перевозки

Удивительно, но прибыль от перевозки пассажиров у DB, в отличие от УЗ, превышает доходы от перевозки груза. DB эксплуатирует огромное количество современных скоростных и высокоскоростных поездов, среди них ICE4 производства Siemens и Bombardier Transportation.

Аналог Украинской железнодорожной скоростной компании, которая эксплуатирует всего 16 скоростных поездов – Fernverkehr AG – ежедневно перевозит более 340 тыс. пассажиров.

По состоянию на 2018 год у DB было 274 скоростных и высокоскоростных состава.

При этом DB перевозит пассажиров не только в Германии, но и в других странах Европы. В мае 2010 года DB приобрела британскую транспортную компанию Arriva, которая управляет автобусными и железнодорожными компаниями в 12 европейских странах. При этом свыше трети всех доходов DB зарабатывает на логистике.

В процессе задействованы не только железнодорожный, но и другие виды транспорта: автомобильный, водный, воздушный.

Дочерняя компания DB Shenker – один из крупнейших в мире логистических операторов, она активно работает во многих странах, в том числе и на Украине.

Субсидии 

Помимо прибыльной логистики и скоростных поездов, большую роль в доходности DB играют государственные субсидии. Около 55% стоимости проезда покрывается за счет дотаций из бюджетов федеральных земель.

В 2018 году из €11,1 млрд, которые заработали региональные пассажирские операторы в Германии, €6,1 млрд составили субсидии. Большую их часть, конечно, получила DB.

Более того, федеральный бюджет Германии ежегодно увеличивает дотации на модернизацию инфраструктуры.

В Германии принята правительственная программа развития железных дорог, согласно которой до 2030 года в железные дороги инвестируют €86 млрд. Из них €62 млрд – из федерального бюджета, €24 млрд – вложения DB.

На Украине ситуация абсолютно противоположная: областные бюджеты даже не компенсируют УЗ расходы на перевозку льготных категорий пассажиров. В декабре 2019 года Кабмин Украины утвердил норматив выплаты дивидендов за 2018 год для УЗ и еще ряда госкомпаний в размере 90% от прибыли вместо 30%. Если раньше часть прибыли шла на погашение долгов прошлых лет, то сегодня – в госбюджет Украины.

Более того, в 2019 году УЗ лишили льготы по уплате налога на землю. Если раньше за участки под путями можно было платить только 25%, то сегодня, по решению местных органов власти, – до 100%.

За счет этого налоговая нагрузка на УЗ выросла на 3 млрд грн (€0,1 млрд).

В Германии в рамках правительственных мер по защите климата снижен НДС на железнодорожные перевозки с 19 до 7%. Это сделано для увеличения привлекательности поездов как наиболее экологически чистого вида транспорта. Вследствие такого решения Deutsche Bahn снизила стоимость билетов в межрегиональных поездах на 10%.

Государственные субсидии дают DB возможность закупать современный подвижной состав и вкладывать средства в его модернизацию.

Затраты

На первом месте среди расходов УЗ – заработная плата для сотрудников, а у DB – материальные расходы, большую часть среди которых составляют капитальные вложения в инфраструктуру.

При этом что у УЗ, что у DB есть проблемы с квалифицированным персоналом, в частности не хватает машинистов.

В УЗ расходы на персонал в 2018 году составили почти половину от доходов – 40 млрд грн (€1,5 млрд). При этом совокупные затраты на материалы, ремонты и обслуживание – лишь около 27 млрд грн (€1 млрд), что в 22 раза меньше, чем в Германии.

Удовлетворенность клиентов или пунктуальность?

На Украине и в Германии совершенно разный подход к оценке эффективности деятельности.

В годовом отчете DB на первом месте стоит критерий удовлетворенности клиентов, а потом – пунктуальность поездов.

У DB в 2018 году пунктуальность грузовых поездов составила только 72%, пунктуальность пассажирских поездов дальнего сообщения – 74% и только региональные поезда можно назвать пунктуальными с показателем 94%.

Итог

Трудно предсказать, каким будет сотрудничество УЗ и DB – у компаний совершенно разные подходы к работе и масштабы.

Возможно, УЗ сможет перенять опыт DB в плане реформирования, построения логистики, а также получения дополнительных источников доходов, например от деятельности вокзалов.

Однако без соответствующего финансирования со стороны государства это вряд ли получится реализовать.

В то же время интерес со стороны DB очевиден, это выход в наиболее прибыльный на Украине сегмент – грузовые перевозки.

Этого можно достичь двумя путями: либо участием в IPO – покупке акций, если будут размещены акции UZ Cargo, либо заходом в качестве отдельного оператора при открытии для частных компаний рынка локомотивной тяги.

Однако многие эксперты считают, что отделение на Украине грузовых перевозок от пассажирских приведет к краху последних, ведь украинское государство вряд ли сможет выделять столько же субсидий, сколько выделяет Германия.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions