Показатели деятельности
Для начала сравним показатели деятельности двух компаний, проанализировав годовые отчеты за 2018 год. Это наиболее свежие данные, опубликованные на сегодняшний день. Данные об украинской компании приведены с учетом Крыма, а также Донецкой и Луганской областей, так как они взяты из отчета УЗ.

Нельзя не отметить, что на DB приходится менее половины грузопотока и около 68% пассажиропотока в Германии. При этом консолидированный оборот предприятий концерна DB превышает годовой бюджет Украины.
В 2018 году он составил более €44 млрд, УЗ в том же году заработала только €3 млрд.
DB называет себя второй по величине транспортной компанией в мире после немецкой почтовой и логистической службы Deutsche Post/DHL и является крупнейшим железнодорожным оператором и владельцем инфраструктуры в Европе. DB несколько лет подряд становится крупнейшей в мире железнодорожной компанией по выручке, располагая при этом самой протяженной в Евросоюзе сетью железных дорог, общая длина которых составляет порядка 33 тыс. км, что на треть больше, чем у УЗ.
Электрифицированных участков в Германии 53%, на Украине – примерно 47%. Несмотря на это, в распоряжении DB значительно больше единиц дизельного подвижного состава, на Украине же новые дизель-поезда практически не закупались со времен распада СССР.
Грузовых вагонов у УЗ значительно больше – свыше 106 тыс. Однако, учитывая количество перевозимого груза, в работе используется в лучшем случае половина парка.
В структуре парка грузовых вагонов DB преобладают фитинговые платформы, доля которых оставляет 43%. У украинского монополиста почти половина парка состоит из полувагонов.
Виды деятельности
Удивительно, но большую часть перевозок по железной дороге составляют именно пассажиры. В грузовом секторе высокая конкуренция, и DB ежегодно перевозит все меньше грузов. В 2018 году доля DB в структуре железнодорожного грузопотока внутри Германии сократилась до 49%.
Напомним, на Украине доля УЗ до сих пор близка к 100%.
В пассажирском секторе конкуренция значительно меньше: помимо DB, на рынке всего несколько перевозчиков, в частности лоукостер Flixtrain и австрийская компания ÖBB.
Помимо региональных и высокоскоростных поездов, DB занимается эксплуатацией городских электропоездов S-Bahn (аналог МЦД и МЦК), трамваев, автобусов, автомобилей каршеринга и даже велосипедов.
УЗ же остается классическим железнодорожным перевозчиком, не занимающимся другими видами деятельности.
Пассажирские перевозки
Удивительно, но прибыль от перевозки пассажиров у DB, в отличие от УЗ, превышает доходы от перевозки груза. DB эксплуатирует огромное количество современных скоростных и высокоскоростных поездов, среди них ICE4 производства Siemens и Bombardier Transportation.
Аналог Украинской железнодорожной скоростной компании, которая эксплуатирует всего 16 скоростных поездов – Fernverkehr AG – ежедневно перевозит более 340 тыс. пассажиров.
По состоянию на 2018 год у DB было 274 скоростных и высокоскоростных состава.
При этом DB перевозит пассажиров не только в Германии, но и в других странах Европы. В мае 2010 года DB приобрела британскую транспортную компанию Arriva, которая управляет автобусными и железнодорожными компаниями в 12 европейских странах. При этом свыше трети всех доходов DB зарабатывает на логистике.
В процессе задействованы не только железнодорожный, но и другие виды транспорта: автомобильный, водный, воздушный.
Дочерняя компания DB Shenker – один из крупнейших в мире логистических операторов, она активно работает во многих странах, в том числе и на Украине.
Субсидии
Помимо прибыльной логистики и скоростных поездов, большую роль в доходности DB играют государственные субсидии. Около 55% стоимости проезда покрывается за счет дотаций из бюджетов федеральных земель.
В 2018 году из €11,1 млрд, которые заработали региональные пассажирские операторы в Германии, €6,1 млрд составили субсидии. Большую их часть, конечно, получила DB.
Более того, федеральный бюджет Германии ежегодно увеличивает дотации на модернизацию инфраструктуры.
В Германии принята правительственная программа развития железных дорог, согласно которой до 2030 года в железные дороги инвестируют €86 млрд. Из них €62 млрд – из федерального бюджета, €24 млрд – вложения DB.
На Украине ситуация абсолютно противоположная: областные бюджеты даже не компенсируют УЗ расходы на перевозку льготных категорий пассажиров. В декабре 2019 года Кабмин Украины утвердил норматив выплаты дивидендов за 2018 год для УЗ и еще ряда госкомпаний в размере 90% от прибыли вместо 30%. Если раньше часть прибыли шла на погашение долгов прошлых лет, то сегодня – в госбюджет Украины.
Более того, в 2019 году УЗ лишили льготы по уплате налога на землю. Если раньше за участки под путями можно было платить только 25%, то сегодня, по решению местных органов власти, – до 100%.
За счет этого налоговая нагрузка на УЗ выросла на 3 млрд грн (€0,1 млрд).
В Германии в рамках правительственных мер по защите климата снижен НДС на железнодорожные перевозки с 19 до 7%. Это сделано для увеличения привлекательности поездов как наиболее экологически чистого вида транспорта. Вследствие такого решения Deutsche Bahn снизила стоимость билетов в межрегиональных поездах на 10%.
Государственные субсидии дают DB возможность закупать современный подвижной состав и вкладывать средства в его модернизацию.
Затраты
На первом месте среди расходов УЗ – заработная плата для сотрудников, а у DB – материальные расходы, большую часть среди которых составляют капитальные вложения в инфраструктуру.
При этом что у УЗ, что у DB есть проблемы с квалифицированным персоналом, в частности не хватает машинистов.
В УЗ расходы на персонал в 2018 году составили почти половину от доходов – 40 млрд грн (€1,5 млрд). При этом совокупные затраты на материалы, ремонты и обслуживание – лишь около 27 млрд грн (€1 млрд), что в 22 раза меньше, чем в Германии.
Удовлетворенность клиентов или пунктуальность?
На Украине и в Германии совершенно разный подход к оценке эффективности деятельности.
В годовом отчете DB на первом месте стоит критерий удовлетворенности клиентов, а потом – пунктуальность поездов.
У DB в 2018 году пунктуальность грузовых поездов составила только 72%, пунктуальность пассажирских поездов дальнего сообщения – 74% и только региональные поезда можно назвать пунктуальными с показателем 94%.
Итог
Трудно предсказать, каким будет сотрудничество УЗ и DB – у компаний совершенно разные подходы к работе и масштабы.
Возможно, УЗ сможет перенять опыт DB в плане реформирования, построения логистики, а также получения дополнительных источников доходов, например от деятельности вокзалов.
Однако без соответствующего финансирования со стороны государства это вряд ли получится реализовать.
В то же время интерес со стороны DB очевиден, это выход в наиболее прибыльный на Украине сегмент – грузовые перевозки.
Этого можно достичь двумя путями: либо участием в IPO – покупке акций, если будут размещены акции UZ Cargo, либо заходом в качестве отдельного оператора при открытии для частных компаний рынка локомотивной тяги.
Однако многие эксперты считают, что отделение на Украине грузовых перевозок от пассажирских приведет к краху последних, ведь украинское государство вряд ли сможет выделять столько же субсидий, сколько выделяет Германия.