+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.07.2019 15:22:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Российские порты наращивают объемы

По итогам прошлого года объемы перевалки грузов через порты РФ составили 817 млн тонн. За последние 10 лет этот показатель увеличился в 1,6 раза. В каком состоянии находится портовая инфраструктура России сегодня и каковы текущие и перспективные потребности?
Что с объемами?

В настоящее время в России функционируют 67 морских портов суммарной мощностью более 1,105 млн тонн. Согласно данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), за январь-май этого года грузооборот морских портов РФ составил 339,6 млн т, увеличившись на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом объём перевалки сухогрузов сократился на 5,1%. В частности, упали объемы зерна, черных металлов, минеральных удобрений и лесные грузы. Наоборот, прирост показал уголь, грузы в контейнерах, руда.

На 9% вырос за это время объем перевалки наливных грузов: увеличение демонстрируют сырая нефть и сжиженный газ, уверенными темпами падают нефтепродукты.

Объем перегруженных на экспорт грузов вырос на 4,6%, на импорт – на 4,5%. Объем транзита упал на 2,7%, каботажные грузы показывают еще большее сокращение – на 11,6%.

При анализе динамики объемов перевалки грузов через морские порты РФ по номенклатуре старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота Олеся Казьмина обращает внимание на увеличение доли сухих и наливных грузов. Так, за последние десять лет наблюдается рост на 95% и на 44% соответственно.

О. Казьмина добавляет, что объем экспорта по итогам прошлого года составил 76%. За 10 лет динамика показала прирост показателя в 1,6 раза. Преимущественно это произошло за счет увеличения объемов перевалки зерна, угля, нефти и нефтепродуктов. Наибольшая доля экспортных грузов приходится на порты Балтийского, Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов.

Лидерами на прогнозируемый период до 2024 года остаются порты Балтийского, Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов. Акцентировать внимание можно на грузах, которые на перспективу составят грузовую базу страны. В части сухих грузов речь идет об угле, зерне, черных металлах, контейнерах и минеральных удобрения, в части наливных грузов – о нефтепродуктах, нефти и сжиженном газе, подытожила О.Казьмина.

Каковы главные тренды?

Во-первых, несмотря на падение цен на уголь на европейском рынке, этот вид груза по-прежнему остается драйвером рынка. Директор по логистике и аналитике инжиниринговой компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин отмечает: несмотря на изменение цен, в общей статистике, в том числе и железнодорожной, рост поставок угля в порты и рост отгрузки продолжается. «Правда, при этом РЖД отмечают достаточно серьезное снижение запасов угля на припутевых складах. То есть, многие вывозят, опасаясь видимо пока еще дальнейшего падения цен», говорит он.

А. Головизнин добавляет, несмотря на падение цен, в РФ реализуется целый ряд проектов угольных терминалов. Он обращает внимание на новую волну строительства на Балтике – проекты угольных терминалов реализуются в Усть-Луге, Высоцке, Приморске, БП СПб, портах Финляндии и Калининграде. «Мы получаем прирост мощностей по угольным терминалам на 44 млн тонн по южному берегу Финского залива и на 30 млн тонн – по северному», говорит он.

Во-вторых, идет активное проектирование и строительство терминалов минеральных удобрений. Например, на Балтике АО «ОХК «Уралхим» и ПАО «Уралкалий» ищут площадку для строительства терминала; группа «Акрон» увеличивает объемы перевалки на «ЕСТ» в Усть-Луге (долгосрочное соглашение на 700 тысяч тонн) и на терминале ПАО «ММТП» в Мурманске. Суммарный прирост мощностей при реализации заявленных проектов составит 26-30 млн тонн.

В-третьих, на загрузку мощностей российских портов оказывает влияние рост контейнерных перевозок. В целом российский контейнерный рынок в прошлом году вырос на 10%. Согласно данным АСОП, за январь – май 2019 года контейнерооборот морских портов РФ увеличился на 5,9%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,22 млн TEU. Экспорт контейнеров вырос на 4,3%, импорт - на 5,7%, транзит – на 40,6%, а каботаж вырос на 7,9%.

Несмотря на остановку показателей лишь на уровне 2014 года, директор по ж\д логистике Группы Global Ports Никита Пушкарев считает тренд достаточно позитивным. «Очевидно, что основным драйвером транзита является Китай. Он занимает первое место и конечно, тяготеет больше к сухопутным погранпереходам. Вместе с тем, есть также страны, которые абсолютно вписываются в транзит с использованием морских портов. Это Южная Корея и Япония. К сожалению, объем транзитных перевозок Японии достаточно на низком уровне - всего 300 контейнеров в прошлом году», отмечает он.

Чего ждут от порта Сабетта?

В структуре грузооборота морских портов РФ по бассейнам 88% приходится на Азово-Черноморский, Балтийский и Дальневосточный бассейны. Прирост по Арктическому бассейну за последний год составил 19 млн тонн. Это связано с активным развитием порта Сабетта, говорит О. Казьмина.

В начале апреля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о расширении границ морского порта для строительства нового терминала.

Согласно документу, в порту планируют построить морской терминал для перевалки сжиженного природного газа мощностью 19,8 млн т в год и стабильного газового конденсата мощностью 1,8 млн т в год, установки и сооружения завода по сжижению природного газа Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения. Ориентировочный ввод в эксплуатацию первой очереди намечен на 2022-2023 годы.

Янтарные перспективы

В конце мая президент РФ Владимир Путин согласился поддержать проработку проекта по созданию глубоководного порта в поселке Янтарный Калининградской области. Заметим, что обсуждение строительства порта идет ни много ни мало уже почти 20 лет. Помощник президента Андрей Белоусов предложил региональному правительству разработать и передать Белому дому до 1 июля бизнес-план проекта. Тот, в свою очередь, должен будет рассмотреть проект до 1 сентября. Предполагаемая стоимость порта – 200 млрд руб.

Эксперт отрасли пояснил РЖД-Партнеру, что при изначальном обсуждении основной идеей строительства выступало создание незамерзающего узлового контейнерного порта на Балтике с возможностью доступа с океанических линий. Но за годы обсуждения подобный порт появился в Польше и, что называется, перехватил инициативу.

В этот раз к идее строительства эксперты отнеслись неоднозначно. При этом губернатор региона Антон Алиханов сообщал в начале года о том, что в составе порта может быть построен контейнерный терминал мощностью 35 млн т, терминал наливных грузов мощностью 4,9 млн т и другие терминалы. В общей сложности мощность порта составит около 48 млн т грузов.

Кто инвестирует?

Начальник отдела инвестиционных проектов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Дмитрий Алексеев сообщает, что одно из направлений их деятельности – реализация инвестиционных проектов, направленных на поддержание и развитие объектов портовой инфраструктуры. Но при этом отмечает, инвестор, как правило, сам выходит с предложением.

«К сожалению, ФГУП ограничено в своих ресурсах. Реализация проекта возможна либо из собственных источников «Росморпорта» - из федеральных средств, либо из средств инвесторов с последующим возмещением через портовые сборы. Мы используем в своей работе инвестиционно-подрядную модель ГЧП», сообщает он.

Одними из главных инвесторов, как известно, выступают представители компаний из Китая. Развитие приграничных портов невозможно без межрегионального сотрудничества. Так, к примеру, губернатор Олег Кожемяко в очередной раз обратил внимание на большой потенциал портов в Славянке и в Зарубино для развития логистики.

Чиновники Приморья поясняют - Китай является для края одной из основных стран-инвесторов. В регионе функционирует более 200 предприятий с инвестициями КНР.

Большое развитие

В разговоре о перспективах развития большого порт Санкт-Петербурга, стоит обозначить номенклатуру грузов, переваленных в порту Большой порт Санкт-Петербурга за прошлый год: 7,3 млн тонн минеральных удобрений, 13,6 млн тонн генеральных грузов; 25,9 млн тонн контейнеров, 9,1 млн тонн нефтепродуктов.

Среди крупных проектов, которые сейчас реализуются, - реконструкция перегрузочного комплекса минеральных удобрений/АО «ББТ» (+4,5 млн тонн); производственно-логистический комплекс в бухте Батарейная Ленинградской области/ООО «Балтийский зерновой терминал» (+10,4 млн тонн).

Начальник отдела маркетинга и продаж ООО «Феникс» (порт Бронка) Мирослав Русских обращает внимание на развитие инфраструктуры припортовых территорий Ленинградской области. «Если еще в начале прошлого года порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области планировали развитие своих припортовых территорий на основании собственных целей за свой счет, то большие государственные инвестиции в рамках программы «Развитие транспортной системы РФ» повлияют на стратегию не только портов, но и всех участников транспортного рынка», говорит он.

Для достижения целей государственной программы планируется создание сети опорных транспортно-логистических центров, между которыми будет организовано скоростное железнодорожное движение по фиксированному расписанию с дополнительными услугами доставки – от двери до двери – и дополнительными логистическими услугами.

В течение этого года публично озвучивались различные варианты размещения ТЛЦ «Балтийский». Правительство Санкт-Петербурга достаточно быстро поддержало идею размещения ТЛЦ в Ломоносовском районе. Но размещение ТЛЦ здесь требует и строительства новой железнодорожной ветки. Ее строительство может принести дополнительные выгоды. Во-первых, увеличение мощности ж/д подходов к портам Бронка, Усть-Луга и потенциальным портам «Батарейная»; во-вторых, сокращение грузового движения из центра города.ТЛЦ дает возможность отправлять грузы, как в порты Санкт-Петербурга, так и в порты Усть-Луга.

Окончательного решения о размещении ТЛЦ «Балтийский» еще не принято, говорит М.Русских.

Что в будущем?

Недавно стало известно, что Главгосэкспертиза РФ одобрила строительство терминала, предназначенного для перевалки экспортных грузопотоков навалочных грузов в порту Тамань. Планируется, что перегрузочный комплекс поможет удовлетворению потребностей страны в перевозках навалочных грузов, переключению российских грузопотоков из Черноморских портов сопредельных стран на порт Тамань и их транспортировке отечественным флотом.

Грузооборот проектируемого терминала при полном развитии составит 35 млн тонн в год, а на момент ввода в эксплуатацию объектов первого этапа работ - 10 млн тонн расчетными судами дедвейтом от 15 до 25 тыс. тонн.

Добавим, что в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 2024 включены 8 проектов, которые входят в ведомство Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

Начальник отдела инвестиционных проектов Северо-Западного бассейнового филиала федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» Дмитрий Алексеев называет строительство морского международного терминала в Калининграде; строительство морского терминала в районе КС «Портовая» (порт Высоцк, инвестор - ООО «Газпром инвест»); реконструкция контейнерного терминала в городе Балтийск Калининградской области (инвестор – ООО «Балтийская Стивидорная Компания»); развитие универсального перегрузочного комплекса минеральных удобрений в Большом порту Санкт-Петербург; строительство терминалов перевалки минеральных удобрений в морском порту Усть-Луга; универсальный торговый терминал Усть-Луга («Новотранс») и строительство объектов портовой инфраструктуры в морском порту Усть-Луга (инвестор - ООО «Ультрамар») – и реконструкция и берегоукрепления оградительных дамб в порту Калининград.

Кроме того, замгубернатора Севастополя Илья Пономарев сообщил о том, что документы на имущество Севастопольского морского порта, которые необходимы для его передачи в федеральную собственность, будут оформлены до конца текущего года. Власти Севастополя ранее направили в Минтранс РФ обращение с просьбой взять на баланс Севастопольский морской порт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions