• Ставка на полувагон
    1305
    -12.2 %
    руб./сут.
    март 2020
  • Индекс качества IV КВАРТАЛ 2019Г. - 65 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 78.72 0.93 EUR ЦБ РФ 85.96 1.82
    BTC 6628.29 usd BTC 517669.45 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.02.2020 16:52:53
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Грузооборот портов стран Балтии: транзит на исходе

Главным событием в транспортной отрасли Латвии в канун Нового года стали санкции США в адрес экс управляющего Вентспилсским потом Айварса Лембергса. Итоги показателей портов стран Балтии сенсацией не стали. Литовская Клайпеда в четвертый раз лидировала в регионе, на Латвийском направлении становится все меньше российского транзита. В Эстонии снижается тоннаж нефтепродуктов и заметен прирост пассажиропотока.
Грузооборот портов стран Балтии: транзит на исходе
Приостановление деятельности Вентспилсского порта в начале декабря мгновенно стало главным событием года в транспортной отрасли стран Балтии. Пока действовали санкции в адрес порта и его управляющего (с 9 по 18 декабря), контроль над предприятием перешел под государственную опеку. До сих пор в отрасли много вопросов, потому как нет понимания дальнейшей стратегии развития Вентспилсского и Рижского портов. Нет никакой информации со стороны нового правительства и министра сообщений Латвии.

Транзит российских грузов в Латвии пока еще составляет 70–80% от всего объема, перевозимого железной дорогой и затем переваливаемого в портах. В ушедшем году отток нефтепродуктов и угля стал бесповоротно заметен, и в 2020-м предположительно достигнет пиковых показаний в падении.

О планах России по переориентации грузов в адрес своих портов говорят уже более 10 лет. Первый звонок в Риге прозвучал в 2014 году, когда был зафиксирован скачок вниз в части приема и перевалки экспортных нефтепродуктов через порты Латвии. С 24,7 млн т в 2015-м – до 18,7 млн т в 2016-м, далее – с 16,1 млн т в 2017-м до 14,15 млн т в 2018-м. И вот новый латвийский рубеж – 13,7 млн т в 2019 году.

Поставки угля тоже сокращаются, имея скачкообразную динамику: 19 млн т в 2015-м, 16,7 млн т в 2016-м, 17,5 млн т в 2017-м, 20,8 млн т в 2018-м и 16,8 млн т в 2019 году.

На сокращение и/или вывод российских грузов из Латвии оказывает влияние совокупность причин. Помимо стратегических планов по развитию портов Северо-Запада РФ, неблагоприятны для местного транзита и рыночные факторы, и сезонность грузов, и конкуренция с литовскими коллегами за белорусские нефтегрузы. Не последнюю роль играет и политическая риторика.

Недавно министр сообщений Латвии Талис Линкайтс заявил: «Я вижу тенденцию по снижению грузооборота с Россией. Это связано с отдельными видами грузов. Уголь падает в цене на мировых биржах. Нет интереса его продавать. Есть общая тенденция, которая началась в начале нулевых, по снижению грузов из России, поскольку она отстраивает свои порты, это для нас не новость». По его словам, кризис не стал неожиданностью, но к снижению объема перевозки и перевалки грузов можно было подготовиться лучше.

Основные векторы

Лидером региона в четвертый раз начиная с 2016 года стал Клайпедский порт с 46,22 млн т грузов (-0,8%). Объемы сформированы в основном насыпными и генеральными грузами. Большую часть составляют литовские и белорусские минеральные удобрения, сельскохозяйственная продукция этих стран, накатные грузы и грузы в контейнерах. Перевалка нефтеналивных немного снижается, на их долю приходится 22% от всего объема, а тоннаж по году в среднем колеблется в размере 10–11 млн т и сохраняется неизменным с 2015-го.

На втором месте по традиции Рижский порт с 32,76 млн т грузов (-10,1%). Латвийская гавань отдала первенство Клайпеде в 2015 году, начав терять российские нефтеналивные экспортные потоки, уголь и минеральные удобрения. В прошлом году в столице в поле минусовой динамики попали все грузы за исключением древесной щепы и минеральных удобрений.

Обороты грузообразующих угля и нефтепродуктов рекордно просели, главным образом в свете политики России по загрузке своих мощностей. Несмотря на снижение тоннажа, грузы в сторону Латвии есть и в перспективе будут, но настроение среди стивидоров минорное. Неясности в системе управления после санкций в сторону Вентспилса и заодно Риги, ожидание политических решений уверенности в будущем не прибавляют.

Третья строчка у опального Вентспилсского порта – здесь обработали 20,45 млн т грузов (+0,6%).

За год стало больше насыпных, в частности угля, зерна и минеральных удобрений. Сокращение – в наливном и генеральном секторах.

Рига отдала уголь Вентспилсу

Всего в портах Латвии в 2019 году обработано 62,4 млн т грузов (-5,7% к уровню 2018 г.). В ситуации, когда в регионе меняются грузопотоки и резко уменьшается объем транзита, такой результат оценивается положительно. Через три порта страны в прошлом году прошел 41% от общего объема грузов стран Балтии в 147 млн т.

В Рижском порту перевалили половину от общего латвийского тоннажа – 32,76 млн т грузов (-10,1% к уровню 2018 г.). Основные тенденции – в уменьшении нефтепродуктов, угля и росте зерновых, щепы.

На минусовой итог повлиял, по словам главы Рижского порта Ансиса Зелтиньша, перевод двух угольных терминалов на другую сторону реки, на остров Криевусала. Пока стивидоры Strek и RCT запускали новые мощности (с мая по сентябрь), вынужденный транш угля в 4 млн т перенаправили из столицы в Вентспилс.

За потерей тоннажа стоит главная новость порта: наконец в полную силу заработали два универсальных насыпных терминала с четырьмя причалами на Криевусале. Это самый большой проект за всю историю Рижского порта стоимостью €140 млн, примерно половину из которых составило софинансирование еврофондов. Теперь центр города освобожден от операций с углем.

Больше всего в Риге традиционно обработали насыпных грузов – 20,84 млн т (-12%). Генеральных грузов прошло 8,09 млн т (-6,1%), наливных – 3,83 млн т (-7,1%). Наибольший удельный вес в структуре перевалки занял уголь – 31,6%, его перевалено 10,35 млн т, что на 27,2% меньше, чем годом ранее.

Значительное место в номенклатуре грузов Риги занимают контейнеры (15% от общего объема) с обработкой в прошлом году 467 тыс. TEU (-0,5%). Это второй результат в регионе после Клайпеды, у которой 703,935 тыс. TEU (-6,2%).

В Рижском порту отмечают прирост зерновых и продуктов из них. Около половины – это продукция латвийского происхождения, остальное – транзит из России и Литвы. В течение года росли объемы древесины (+20,4%, до 1,13 млн т): тут и древесная щепа, и гранулы, и лесоматериалы. В этом сегменте существенно увеличился оборот древесных гранул (+43%).

Вентспилс случайно вышел в плюс

На фоне санкций в декабре 2019 года грузооборот Вентспилса рухнул на 36,8% по сравнению с декабрем 2018-го, до 986 тыс. т.

В Вентспилсском порту, или, согласно новому законодательству, Ventas osta в течение года было обработано 33% от общего объема грузов латвийских портов – 20,45 млн т (+0,6%). На долю насыпных пришлось 38% всех грузов гавани, наливных – 49,7% и генеральных – 12%.

Из Вентспилса около 65% грузов отправляется в Европу, 20% – в Африку, 9% – в Азию и 6% – в Америку.

Главный груз – сырая нефть и нефтепродукты – исторически формируют большую часть портфеля отправок. Однако в последние годы увеличивается удельный вес грузов ро-ро, генеральных и насыпных грузов.

Половину тоннажа 2019-го традиционно составляли российско-белорусские нефтепродукты (-2,6%, до 9,51 млн т), которые доставляются по железной дороге и российско-латвийскому нефтепродуктопроводу LatRosTrans Вентспилс – Полоцк.

И Ventas osta – единственный, кому в Латвии удалось отработать в плюсовом поле, правда, за счет перенаправленного из Риги российского экспортного угля. Всего через два терминала компаний VTO и Baltic Coal Terminal перевалили за год 5,48 млн т ископаемых (+5,8%).

В отчетном периоде на долю насыпных пришлось 7,79 млн т (+8,7%), наливных – 10,17 млн т (-3%), генеральных – 2,4 млн т (-6,6%). Наибольший прирост наблюдался в сегменте зерновых и продуктов из зерна (+31,2%, до 543,9 тыс. т). Увеличились объемы минеральных удобрений (+23,3%, до 476,4 тыс. т).

Независимая от транзита Клайпеда

В 2019 году Клайпедский порт перевалил 46,2 млн т грузов, что на 0,8% меньше рекордного 2018-го, когда обработали 46,5 млн т. Порт является лидером региона четвертый год подряд с ежегодным приростом в 3 млн т. Клайпеда всегда в наименьшей степени зависела от российского транзита в отличие от своих соседей. Основные ее потоки – это местные и белорусские минеральные удобрения, нефтепродукты с домашнего НПЗ Orlen Lietuva, контейнеры.

В администрации подчеркивают, что в прошлом году ожидали более весомых потерь. На минусовую динамику (перевалено на 357 тыс. т меньше к уровню позапрошлого года) повлияло завершение контрактов с Белоруссией на поставку нефтепродуктов по железной дороге в литовский порт во второй половине 2019-го. В управлении предполагают, что в текущем году общий тоннаж порта может сократиться на 1,5 млн т.

В отчетном периоде в Клайпеде больше всего обработано насыпных грузов – 20,52 млн т (+3,4%), генеральные на второй строчке – 15,32 млн т (-6,6%), наливные на третьей – 10,37 млн т (+0,5%).

Из 20,52 млн т насыпных чуть более половины составили химические удобрения – 12,26 млн т (-4,9%), сельскохозяйственной продукции было 4,47 млн т (+59,7%), руды – 1,75 млн т (+3,9%).

В сегменте наливных нефтепродукты составили 7,25 млн т (-9,9%), жидкие химические удобрения – 1,15 млн т (+6,4%).

В прошлом году обработка грузов в контейнерах немного сократилась – 8,15 млн т (-4,8%), накатные, наоборот, выросли до 5,49 млн т (+4,6%), а перевалка контейнеров немного упала – 703,935 тыс. TEU (-6,2%).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Из-за сокращения белорусских грузов уменьшилась выручка Klaipedos nafta

Из-за сокращения белорусских грузов уменьшилась выручка Klaipedos nafta
Государственный оператор терминалов нефтепродуктов и сжиженного природного газа (СПГ) Klaipedos nafta в январе этого года получил €5,7 млн доходов от продаж – на 43,6% меньше, чем за такой же период прошлого года, сообщают литовские СМИ.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions