Во-первых, большинство российских портов построены еще в советскую эпоху. Износ основных фондов достигает 75%, что неизбежно сказывается на эффективности работы. Устаревшее оборудование снижает пропускную способность и увеличивает время обработки грузов. Нужна масштабная модернизация, причем не только самих портов, но и подъездных путей.
Еще одна болевая точка – мелководность многих портов. Около 60% российских гаваней не могут принимать крупнотоннажные суда из-за недостаточных глубин. Требуется программа дноуглубительных работ, чтобы расширить возможности российских портов.
Особое внимание следует уделить портам Каспия, Дальнего Востока и Азово-Черноморского бассейна, а также увеличению транзитных перевозок. На Дальнем Востоке особо актуальным является не только наращивание мощностей угольных терминалов, но и решение проблемы увеличения пропускной способности для обработки контейнерных грузов. В Каспийском регионе одним из важных среднесрочных приоритетов является совершенствование транспортной инфраструктуры с целью полной реализации потенциала транспортного коридора Север – Юг.
Отдельная тема – тарифная политика. После отмены госрегулирования цен на портовые услуги в 2019 году периодически возникают разговоры о необходимости его возвращения. Особенно активны в этом плане угольщики, недовольные ростом ставок на перевалку. Однако не стоит сегодня серьезно рассматривать вариант с госрегулированием. Частные инвесторы вложили значительные средства в развитие портовой инфраструктуры, естественно, они заинтересованы в том, чтобы эти инвестиции окупались. Введение госрегулирования может привести к снижению инвестиционной активности и, как следствие, замедлению модернизации портов. При этом нельзя сказать, что у грузоотправителей нет выбора. Например, уголь можно отправлять через разные порты, выбирая оптимальные маршруты и условия.
Главная проблема в условиях санкций – проведение международных платежей. Но и здесь постепенно находятся решения. Показателен пример портов Северо-Запада, которые после резкого снижения грузооборота в 2022 году сумели в значительной степени восстановить объемы, потому что смогли адаптироваться к текущей ситуации и найти решения по взаиморасчетам.
Перспективы развития портовой отрасли
Подводя итог, можно сказать, что российские порты стоят на пороге серьезных изменений. Необходима комплексная стратегия, сочетающая модернизацию инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы и адаптацию к новым внешнеполитическим реалиям. Государству предстоит найти баланс между интересами частных инвесторов и необходимостью обеспечить конкурентоспособные условия для грузоотправителей. Важно не допустить чрезмерного вмешательства государственного регулирования в рыночные механизмы, но при этом создать условия для устойчивого роста отрасли.
Многое будет зависеть от геополитической обстановки. Вероятно, сохранится волатильность по объемам, особенно в Балтийском и Черноморском бассейнах. В то же время можно ожидать стабильного развития портов Мурманска и Каспия. Особые надежды связаны с Каспийским морем. В ближайшее время Каспий будет развиваться по разным направлениям: и вдоль – из Астрахани на Иран, и поперек – в основном на Азербайджан.
Российские порты играют ключевую роль в экономике страны, обеспечивая до 60% всех внешнеторговых операций. От их эффективной работы во многом зависит конкурентоспособность отечественных товаров на мировых рынках. Поэтому совершенствование портовой инфраструктуры должно оставаться одним из приоритетов государственной политики в транспортной сфере.