+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.04.2022 13:04:24
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

В Ленском бассейне средний возраст судов грузового флота составляет более 39 лет при нормативном сроке 24 года

В навигацию 2022-го одной из основных возможных проблем в Ленском бассейне может стать маловодность на реках и ежегодные лесные пожары. Общий объем завоза жизнеобеспечивающих грузов в эту навигацию в пределах 1509 тыс. т, рассказали РЖД-Партнеру в администрации бассейна.
Вскрытие реки Лены до города Якутска, а также рек Алдан, Амга и Вилюй предполагается в первой и второй декадах мая. Низовья рек Лена, Алдан, Вилюй, рек севера и северо-востока – в третьей декаде мая, устьевых участков рек – в начале июня..

Вследствие обширности территории Ленского бассейна, низкой транспортной доступности населенных пунктов водные пути северо-востока России являются безальтернативным путями сообщения, по которым осуществляется массовая доставка жизнеобеспечивающих и промышленных грузов в центральные и арктические районы Якутии, севера Иркутской области. В Ленском бассейне водных путей берут начало грузопотоки в порт Певек Чукотского АО и Хатанга Красноярского края.

«Номенклатурный состав перевозимых грузов также достаточно стабилен, это около 70% – сухогрузы и 30% – нефтеналив. При изменении планов у грузовладельцев нефтегазового сектора экономики возможен рост грузоперевозок. В основном это будут сухогрузы – трубная продукция, груза производственно-технического назначения, нерудные строительные материалы», – говорит представитель бассейна.

Но стоит отметить, что маловодье на Верхней Лене с 2013 года вносит коррективы в планы грузоотправителей, которые все чаще выбирают в качестве пункта перевалки с железнодорожного транспорта на водный – железнодорожную станцию Нижний Бестях.

«Со строительством мостового перехода через реку Лену в районе Якутска роль грузовых терминалов в районе ст. Нижний Бестях и города Якутска только возрастет. Роль внутреннего водного транспорта в этих условиях не претерпит серьезных изменений. Изменятся направления грузопотоков и их грузонапряженность, но в силу неразвитой наземной сети автомобильной дорог круглогодичного действия безальтернативность водного транспорта в Ленском бассейне останется неизменной», – комментируют в бассейне.

Речники отмечают, что с вводом железнодорожной магистрали Беркакит – Нижний Бестях и далее до Якутска функции речного флота останутся, однако сузится зона действия по завозу грузов в Центральную Якутию за счет постепенного переноса объема грузоперевалки с железной дороги на суда из порта Осетрово в Якутск. Поэтому существенно изменится работа речников: сократится число порожних рейсов вверх по Лене, рейсооборот речного флота уменьшится по сравнению с ныне действующим вариантом из Осетрово.

На реках Ленского бассейна ожидают, что значительно увеличится производительность судов в короткий период арктической навигации, но даже в условиях интенсивного строительства сухопутных путей сообщения внутренний водный транспорт в перспективе до 2050 года останется ведущим видом транспорта по обеспечению завоза грузов для нужд предприятий и населения республики, особенно в формируемой Северо-Якутской опорной зоне Арктической зоны РФ. Летом другой альтернативы для населения большинства малых населенных пунктов нет.

Что касается флота, на сегодня в Ленском бассейне зарегистрировано 1677 судов различных видов. Грузовой флот имеет сверхнормативный срок эксплуатации – средний возраст судов составляет более 39 лет при нормативном сроке 24 года. Доля относительно нового флота со сроком эксплуатации до 10 лет составляет менее 11%.

«Кроме старения флота, острой проблемой судовладельцев Ленского бассейна является реализация требований технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, согласно которым нефтеналивные суда грузоподъемностью более 200 т, не имеющие двойных бортов и двойного дна, запрещается эксплуатировать после 1 января 2025 года. Учитывая критическое устаревание флота Ленского бассейна, в настоящее время реализуется I этап комплексного проекта «Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей» в рамках госпрограммы РФ «Развитие судостроения и морской техники для освоения шельфовых месторождений», проводится работа по созданию высокотехнологичной Жатайской судоверфи», – говорит представитель бассейна.

Исходя из целей строительства судоверфи, основной объем производственной программы рассчитан на строительство грузового флота, обеспечивающий завоз грузов в труднодоступные районы Республики Саха (Якутия) (северный завоз). Кроме этого, будут строиться суда технического флота, пассажирские суда для перевозки по социально значимым маршрутам, промысловые суда для добычи транспортировки рыбной продукции.

В настоящее время для ФБУ «Администрация Ленского бассейна» дополнительно к ранее полученным с 2010 года 8 судам технического флота, из которых был землесос с технической производительностью по грунту 1000 м³/ч, строится еще четыре путейских судна.

«Для развития речной отрасли в Республике в первую очередь необходимо обновление флота, повышение производительности труда на внутреннем водном транспорте и создание высокопроизводительных рабочих мест, привлечение дополнительных инвестиций в отрасль, снижение экологической нагрузки, развитие кадрового потенциала», –  подытоживает собеседник.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions