Не исключено, что ФАС инициирует пересмотр решений, принятых ФСТ еще в 2013-2014 годах, а это может обернуться возвратом к регулированию цен на стивидорные услуги в морских портах РФ.
Признаки нарушения антимонопольного законодательства обнаружены у девяти хозяйствующих субъектов: АО «Мурманский морской торговый порт», АО «Новороссийский морской торговый порт», АО «Первый контейнерный терминал», АО «Петролеспорт», ЗАО «Агросфера», ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», ООО «Восточная стивидорная компания», ООО «Приморский торговый порт», ПАО «Туапсинский морской торговый порт».
На минувшей неделе ФАС России возбудила против них дела, предварительно проведя исследование рынка стивидорных услуг в морских портах в период с 2013 по 2015 годы и выяснив, что после принятия ФСТ России решения об отмене ценового регулирования стоимость услуг стивидоров в российских портах выросла в среднем в 2,5 раза, а по отдельным позициям – более чем в 10 раз. В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушителям может грозить административный штраф в размере от 1 до 15% от суммы выручки.
Ко всему прочему, в большинстве случаев рост цен наблюдался в иностранной валюте, ввиду чего стивидорам были направлены предупреждения о необходимости устанавливать тарифы на свои услуги в российских рублях. Есть вероятность, что ФАС России возбудит и новые дела в отношении стивидорных компаний.
«Перевозка грузов на экспорт – это комплексная услуга, в которой задействована железнодорожная инфраструктура, операторы подвижного состава и стивидоры. Недобросовестные действия со стороны любого из участников этого процесса приводят к сокращению объемов экспорта и негативным последствиям по всей цепочке производства экспортируемых товаров», – отметили в регуляторе.
Степан Ратников