+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.04.2020 12:03:07
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

В I квартале грузооборот российской авиации снизился на 7,8%

Весна 2020-го стала для российских авиакомпаний, пожалуй, самым сложным периодом за последнее время. Напомним, что Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) с 1 февраля ограничило регулярное авиасообщение РФ и КНР, с 23 марта запретило все международные рейсы из региональных аэропортов. С 27 марта Россия полностью закрыла регулярное и чартерное международное авиасообщение, за исключением вывозных рейсов. С 4 апреля российские власти полностью остановили все международное авиасообщение.
На этом фоне снижение грузооборота в марте в целом наблюдается на 5,8%, а по итогам I квартала – на 7,8%. Что будет дальше с отраслью – вопрос не из легких. Ситуация с коронавирусом и последствиями ограничения авиасообщения грозят миллиардными убытками и банкротством ряду авиакомпаний.

Пассажирские перемены

Снижение пассажирского авиатрафика началось с первых чисел марта, ближе к 20-м числам приобрело лавинообразный характер. В марте пассажирооборот в целом по гражданской авиации снизился 30,9%, по итогам I квартала – на 5,7%. Количество перевезенных пассажиров снизилось в марте на 28,1%, в I квартале – на 5,9%.

Показатели «Аэрофлота», одного из главных авиаперевозчиков страны, огорчают.

Так, по данным Росавиации, пассажирооборот «Аэрофлота» в марте сократился на 41,4%, число перевезенных пассажиров – на 43,6%. Показатели по итогам I квартала снизились на 17,9 и 18% соответственно.

«На операционные результаты I квартала и марта 2020 года повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с распространением коронавирусной инфекции в мире. Наиболее сильно пострадали показатели на международных линиях в результате фактического закрытия международного сообщения. Остановка международных рейсов также повлияла на показатели внутренних линий вследствие выпадения трансфера из/в российские регионы со стыковкой в Москве. Этот эффект был дополнен постепенным введением ограничений на передвижения и опасениями пассажиров совершать перелеты, что также повлияло на показатели внутренних перевозок. Группа «Аэрофлот» проводит оптимизацию емкостей против запланированного расписания, однако сильнейшее снижение спроса повлияло на показатели загрузки», – комментируют ситуацию в самой компании.

В начале апреля компания сообщила, что «Аэрофлот» временно сокращает частоту полетов на внутренних линиях. Изменения также связаны с падением спроса на внутренние авиаперевозки вследствие принятых ограничений на передвижения. Кроме того, перевозки в пять городов Дальнего Востока (Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Магадан) наряду с «Аэрофлотом» сократила и его дочерняя авиакомпания «Россия» с 3 апреля по 1 мая. «В соответствии с решением региональных властей о временном ограничении авиасообщения и общим падением спроса на авиационные перевозки», – поясняется на сайте компании.

Ранее гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев сообщал, что компания за время кризиса сократила перевозки пассажиров с 110–120 тыс. в сутки до 3–5 тыс. При этом количество рейсов перевозчика сократилось с докризисных 800 до 50–80 рейсов в сутки.

На днях стало известно, что на фоне эпидемии коронавируса компания «Аэрофлот» с 1 апреля сократила зарплаты топ-менеджменту на 40%. 

Падение с начала года демонстрировала и «дочка» «Аэрофлота» – авиакомпания «Россия», чей пассажирооборот в марте снизился на 35,8%, а в I квартале – на 17,3%. Авиакомпания «Россия» продолжает выполнение полетов по сокращенной программе для обеспечения максимальной противовирусной защиты пассажиров.

Пассажирооборот крупнейшего российского лоукостера «Победа», входящего в группу «Аэрофлот», по итогам марта вырос на 0,4%, по итогам квартала – на 21,1%. При этом напомним, что «Победа» отменила с 1 апреля по 31 мая все полеты, в том числе на внутрироссийских направлениях. «Приостановка операционной деятельности позволит сосредоточить ресурсы на антикризисной программе и подготовке к возобновлению полетов, объяснили в компании. Сейчас самое главное – это здоровье граждан», – комментировал тогда генеральный директор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков приостановку полетов.

На 29,6% сократился пассажирооборот еще у одной компании, входящей в топ-перевозчиков страны, – компании «Уральские авиалинии». По итогам I квартала падение фиксируется на уровне 2%. Еще в начале года представитель авиакомпании «Уральские авиалинии» отмечал вероятность изменения полетной программы в связи приостановлением авиасообщения с Китаем. «Учитывая тенденции мирового и российского авиационных рынков, закрытие рейсов в КНР и других международных рейсов для китайских граждан, можно ожидать снижения объема перевозки грузов на 10–15%», – прокомментировали тогда в компании.

На фоне закрытия международного авиасообщения компания с 25 апреля открыла новые рейсы, в конце марта открыли продажу субсидированных билетов на новом рейсе Барнаул – Симферополь. На лето запланировано открытие прямых рейсов в Горно-Алтайск из Москвы и Екатеринбурга. Также предлагают скидки – к примеру, скидки на прямые рейсы в Москву из регионов и на рейсы со стыковкой в Москве в южные города России, Калининград и Минеральные Воды.

Аналогичная политика в авиакомпании S7 Airlines. Напомним, что в декабре 2019 года был завершен процесс объединения авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус», выполнявших полеты под единым брендом S7 Airlines. При сравнении с показателями группы S7 за аналогичный период прошлого года рост пассажиропотока S7 Airlines в I квартале 2020-го составил 2,94%.

30 марта авиакомпания запустила акцию «Летайте дома». Также открыла с 17 апреля ежедневные рейсы из Москвы в Ульяновск. А с 29 апреля начнет выполнять прямые ежедневные рейсы из столицы в Геленджик.

В последние дни марта стало известно, что авиакомпания S7 сократила количество рейсов в летнем сезоне на 50% от ранее запланированных из-за ограничения полетов на фоне коронавируса. «Соответственно в нашем парке, в котором более 100 воздушных судов, высвободился эквивалентный налет самолетов. Однако речь о парковке части флота не идет. Летом возможно восстановление объемов, а приземлять самолеты целесообразно только как минимум на несколько месяцев», – сообщал тогда заместитель генерального директора по стратегии S7 Group Григорий Давыдов. Как пояснили в компании, перевозчик не планирует законсервировать часть флота – весь флот будет в рабочем состоянии, но нагрузка на самолеты значительно снизится.

На днях в СМИ появилась информация о том, что крупнейшие российские авиакомпании – «Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии» и Utair – в апреле подняли стоимость билетов. Представитель одной из авиакомпаний отметил, что цены сейчас управляются в ручном режиме, их рост позволит хоть как-то возмещать затраты на выполнение полетов.

Грузовая переориентация

Неутешительную динамику демонстрирует и грузооборот российской авиации по итогам как марта, так и I квартала. В марте грузооборот в целом сократился на 5,8%, при этом объем перевезенных грузов и почты вырос на 5,3%.

По итогам I квартала грузооборот снизился на 7,8%, а грузов и почты было, наоборот, перевезено на 4,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Ситуация в отрасли выглядит очень неоднородной. Если одни компании фиксируют значительное снижение показателей, то другие, напротив, существенный рост. Так, с начала года росли показатели у ведущих авиакомпаний, кроме «ЭйрБриджКарго». В марте ее грузооборот снизился на 14,6% по сравнению с мартом прошлого года, а по итогам I квартала – на 11,9%. Сократился и объем перевезенных грузов и почты.

На 1% демонстрирует снижение грузооборот «Аэрофлота» в марте и рост на 14,1% в I квартале года. При этом объем перевезенной почты и грузов в марте снизился на 4,6%, а за 3 месяца показал рост на 9,5%.

Положительная динамика и у «Победы» – как в марте, так и по итогам I квартала. Грузооборот за январь – март вырос у «дочки» «Аэрофлота» на 30,1%. Напомним, что на апрель-май лоукостер приостановил все полеты.

Также значительный рост показателей наблюдается у авиакомпании – лидера по авиационной доставке негабаритных и сверхтяжелых грузов «Волга-Днепр» (ВДА). В марте грузооборот вырос на 11,2%, в I квартале – на 77,9%.

«Уральские авиалинии» сократили грузооборот на 3,3% по итогам квартала.

Исходя из объективных причин (в связи с падением пассажирооборота, спроса) авиакомпании, не специализирующиеся на грузовых перевозках, пытаются переориентироваться на грузовой сегмент.

Так, авиакомпания Utair проводит диверсификацию самолетных перевозок в условиях карантина и спада спроса на авиабилеты. Как сообщил недавно генеральный директор ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» Андрей Мартиросов, во флоте компании есть как среднемагистральные, так и дальнемагистральные лайнеры, что позволяет Utair выходить на рынок с уникальным соотношением цены рейса и массы перевозимого груза. Utair уже запустил грузовые перевозки на дальнемагистральных широкофюзеляжных Boeing 767-200. Это одни из самых больших самолетов семейства Boeing с экономичным расходом топлива.

По данным Росавиации, в марте грузооборот перевозчика вырос на 11,2%, в I квартале – на 0,2%.

Кроме того, в качестве мер «удержаться на плаву» по S7 Airlines проработали технический проект перевозки некоторых грузов в салоне пассажирских лайнеров, рассказывал начальник инженерного центра S7 Technics Леонид Шошин.

Рост грузооборота с начала года также наблюдается у компаний «Россия», «ИрАэро», «Нордавиа – региональные авиалинии», «Ямал», «Азимут» и т. д.

Что дальше?

Сейчас ряд авиакомпаний – «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Аврора», «Россия» – продолжают выполнять вывозные рейсы. По данным рабочей группы Росавиации, координирующей возвращение соотечественников из зарубежных стран, с 20 марта по 26 апреля на территорию РФ вернулось 172 199 россиян.

Сообщалось, что авиакомпаниям будет компенсировано в общей сложности 1,5 млрд руб. за вывоз граждан РФ из-за рубежа.

На днях в Минтрансе России заверили, что субсидии авиакомпаниям в размере 23 млрд руб., которые недавно анонсировал президент России Владимир Путин, будут предоставлены на погашение расходов авиакомпаний с февраля по июль.

Несмотря на рост показателей у некоторых компаний, в целом кризис окажет существенное негативное влияние на авиационную отрасль. По прогнозу французской консалтинговой компании Archery Strategy Consulting, кризис авиационной отрасли, возникший в результате повсеместных ограничений перемещения граждан из-за эпидемии коронавируса, удастся преодолеть в лучшем случае через 3 года. Большая нагрузка ляжет и на авиастроительные компании Airbus и Boeing. Согласно прогнозам ASC, спрос на новые самолеты сократится на 40–60% в ближайшие 5 лет.

Ранее ассоциированный партнер и глава представительства в России Lufthansa Consulting Станислав Соломко прогнозировал тенденции на создание альянсов, когда небольшие авиакомпании будут поглощены гигантами.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions