+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.12.2021 09:31:30
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Совсем скоро из печати выйдет новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов заключительного выпуска № 24 (460) в 2021 году мы подготовили для вас следующие интересные темы:
Представляем очередной, ноябрьский, ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов на споте (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты.

Ноябрь текущего года на споте прогнозировался спокойным, поскольку оживление погрузки смещалось на декабрь. Однако подвижки начались все-таки на месяц раньше. Ситуация изменилась под влиянием того, что на сети образовался дополнительный спрос на цистерны. Причем по тем же экспортным направлениям, что и уголь. Как следствие, был отмечен скачок в динамике базовых ставок на полувагоны. Подробности в обзоре «На крутых виражах».

Правительство РФ приняло разработанную Минтрансом Транспортную стратегию РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035-го. Чиновники уверяют, что документ нацелен на ускорение социально-экономического развития страны. Реализация мероприятий стратегии будет осуществляться в три этапа: первый – с 2021 по 2024 год, второй – с 2025 по 2030-й, третий – с 2031 по 2035-й.

Целевые показатели стратегии при 100%-ном выполнении претендуют на некоторую избыточность в существующих реалиях и состоянии экономики. Так, грузовладельцы от реализации стратегии должны получить такие эффекты, как четырехкратный рост скорости мультимодальных перевозок несырьевых грузов – до 1 тыс. км/сут., приведение в нормативное состояние не менее 85% инфраструктуры ЕОТС при сегодняшних 62%. 100% перевозочных документов должно быть переведено в электронный вид, мощности железнодорожной инфраструктуры для экспорта должны вырасти до 327 млн т, а объемы перевалки грузов в морских портах – на 438 млн т.
Но эксперты и участники рынка считают стратегию недостаточно конкретной и нуждающейся в уточнениях. Более того, с учетом объема запланированных проектов сомнения вызывают и сами источники инвестиций. Подробный анализ в статье «Транспортная стратегия – 2035: амбиции впереди бюджета».

ФАС подготовила проект приказа об индексации грузовых железнодорожных тарифов в 2022 году, согласно которому она составит 5,8%. Правда, вместе с дополнительными надбавками эта цифра в итоге будет несколько выше. ФАС своим документом создает прецедент: предложенные решения поднимают индексацию на уровень, который выше ожиданий грузоотправителей, что, в свою очередь, будет заложено ими в прайсы на отгружаемую продукцию. И не очень понятно, каким образом тогда в 2022 году правительство собирается удержать рост инфляции в границах 4%. По крайней мере для ОАО «РЖД» этот уровень будет превышен в 1,7 раза.
В целом механизм внесения поправок выбран довольно-таки сложный. Кажется, что составители документа постарались приложить максимум усилий, для того чтобы рост цен на бумаге выглядел меньше, чем он окажется на практике. Наверное, поэтому мы в нем сразу же натыкаемся на нестыковки. Какие именно – узнаете в статье «Антимонопольная кантата для рельса и колеса».

Проект развития Восточного полигона и по объему работ, и по объему инвестиций превосходит все другие крупнейшие проекты в стране. Но сроки завершения I этапа развития БАМа и Транссиба переносились неоднократно. Напомним, что изначально его планировалось провести в 2013–2017 гг. Но в конце 2017 года правительство продлило фазу строительства до 2019-го, сроки начала эксплуатации сдвинулись на 2020-й. Однако в мае прошлого года правительство РФ продлило сроки до 2021-го.
Как следствие – весь текущий год можно неофициально назвать годом Восточного полигона для РЖД. На всех совещаниях и селекторах руководство холдинга настаивало на необходимости завершения всех проектов в срок. Такое упорство подогревалось в основном пристальным вниманием со стороны президента.

Восточный полигон призван изменить конфигурацию глобальных транспортных потоков. Однако по итогам года фактическое выполнение работ на БАМе составит только 2/3 от запланированного. Что получилось и не получилось в реализации проекта? И какие факторы следует учесть для ускорения работ во время уже начавшегося II этапа? Подробности в статье «Восточный полигон: на острие сроков».

Международные пункты пропуска на российско-китайской границе лихорадило весь 2021 год. На автомобильных погранпереходах скопление грузовых фур стало обыденностью. Из-за пандемии, ударившей по международной логистике, российско-китайская приграничная торговля во многом утратила свою стабильность и предсказуемость.

При этом Китай становился инициатором жестких карантинных мер, затрагивающих порядок пересечения грузов через погранпереходы с РФ. Последним резонансным событием в уходящем году стали ограничения, введенные одновременно в трех железнодорожных пунктах пропуска.

В частности, через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ при среднесуточном плане 16 поездов в I полугодии в Китай передавалось лишь 10–11 составов. Во второй половине года ситуация коренным образом не изменилась. Китайский карантин привел к десяткам отставленных от движения поездов на Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорогах. Из-за введенных КНР ограничений все грузовладельцы и операторы оказались в одинаково сложных условиях. Некоторое преимущество получили контейнерные грузы, которых не коснулись ограничения, но и они вынужденно находятся в пробках брошенных поездов. Как будет развиваться непростая ситуация в дальнейшем и есть ли альтернативы – читайте в материале «Погранпереходы пошли лесом».

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions