+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.12.2021 09:31:30
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Совсем скоро из печати выйдет новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов заключительного выпуска № 24 (460) в 2021 году мы подготовили для вас следующие интересные темы:
Представляем очередной, ноябрьский, ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов на споте (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты.

Ноябрь текущего года на споте прогнозировался спокойным, поскольку оживление погрузки смещалось на декабрь. Однако подвижки начались все-таки на месяц раньше. Ситуация изменилась под влиянием того, что на сети образовался дополнительный спрос на цистерны. Причем по тем же экспортным направлениям, что и уголь. Как следствие, был отмечен скачок в динамике базовых ставок на полувагоны. Подробности в обзоре «На крутых виражах».

Правительство РФ приняло разработанную Минтрансом Транспортную стратегию РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035-го. Чиновники уверяют, что документ нацелен на ускорение социально-экономического развития страны. Реализация мероприятий стратегии будет осуществляться в три этапа: первый – с 2021 по 2024 год, второй – с 2025 по 2030-й, третий – с 2031 по 2035-й.

Целевые показатели стратегии при 100%-ном выполнении претендуют на некоторую избыточность в существующих реалиях и состоянии экономики. Так, грузовладельцы от реализации стратегии должны получить такие эффекты, как четырехкратный рост скорости мультимодальных перевозок несырьевых грузов – до 1 тыс. км/сут., приведение в нормативное состояние не менее 85% инфраструктуры ЕОТС при сегодняшних 62%. 100% перевозочных документов должно быть переведено в электронный вид, мощности железнодорожной инфраструктуры для экспорта должны вырасти до 327 млн т, а объемы перевалки грузов в морских портах – на 438 млн т.
Но эксперты и участники рынка считают стратегию недостаточно конкретной и нуждающейся в уточнениях. Более того, с учетом объема запланированных проектов сомнения вызывают и сами источники инвестиций. Подробный анализ в статье «Транспортная стратегия – 2035: амбиции впереди бюджета».

ФАС подготовила проект приказа об индексации грузовых железнодорожных тарифов в 2022 году, согласно которому она составит 5,8%. Правда, вместе с дополнительными надбавками эта цифра в итоге будет несколько выше. ФАС своим документом создает прецедент: предложенные решения поднимают индексацию на уровень, который выше ожиданий грузоотправителей, что, в свою очередь, будет заложено ими в прайсы на отгружаемую продукцию. И не очень понятно, каким образом тогда в 2022 году правительство собирается удержать рост инфляции в границах 4%. По крайней мере для ОАО «РЖД» этот уровень будет превышен в 1,7 раза.
В целом механизм внесения поправок выбран довольно-таки сложный. Кажется, что составители документа постарались приложить максимум усилий, для того чтобы рост цен на бумаге выглядел меньше, чем он окажется на практике. Наверное, поэтому мы в нем сразу же натыкаемся на нестыковки. Какие именно – узнаете в статье «Антимонопольная кантата для рельса и колеса».

Проект развития Восточного полигона и по объему работ, и по объему инвестиций превосходит все другие крупнейшие проекты в стране. Но сроки завершения I этапа развития БАМа и Транссиба переносились неоднократно. Напомним, что изначально его планировалось провести в 2013–2017 гг. Но в конце 2017 года правительство продлило фазу строительства до 2019-го, сроки начала эксплуатации сдвинулись на 2020-й. Однако в мае прошлого года правительство РФ продлило сроки до 2021-го.
Как следствие – весь текущий год можно неофициально назвать годом Восточного полигона для РЖД. На всех совещаниях и селекторах руководство холдинга настаивало на необходимости завершения всех проектов в срок. Такое упорство подогревалось в основном пристальным вниманием со стороны президента.

Восточный полигон призван изменить конфигурацию глобальных транспортных потоков. Однако по итогам года фактическое выполнение работ на БАМе составит только 2/3 от запланированного. Что получилось и не получилось в реализации проекта? И какие факторы следует учесть для ускорения работ во время уже начавшегося II этапа? Подробности в статье «Восточный полигон: на острие сроков».

Международные пункты пропуска на российско-китайской границе лихорадило весь 2021 год. На автомобильных погранпереходах скопление грузовых фур стало обыденностью. Из-за пандемии, ударившей по международной логистике, российско-китайская приграничная торговля во многом утратила свою стабильность и предсказуемость.

При этом Китай становился инициатором жестких карантинных мер, затрагивающих порядок пересечения грузов через погранпереходы с РФ. Последним резонансным событием в уходящем году стали ограничения, введенные одновременно в трех железнодорожных пунктах пропуска.

В частности, через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ при среднесуточном плане 16 поездов в I полугодии в Китай передавалось лишь 10–11 составов. Во второй половине года ситуация коренным образом не изменилась. Китайский карантин привел к десяткам отставленных от движения поездов на Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорогах. Из-за введенных КНР ограничений все грузовладельцы и операторы оказались в одинаково сложных условиях. Некоторое преимущество получили контейнерные грузы, которых не коснулись ограничения, но и они вынужденно находятся в пробках брошенных поездов. Как будет развиваться непростая ситуация в дальнейшем и есть ли альтернативы – читайте в материале «Погранпереходы пошли лесом».

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions