Вопрос о наличии у СМП потенциала как ключевого транспортного коридора не стоит. Скорее, вопрос в том, в какие сроки и насколько эффективно маршрут будет обеспечен необходимой инфраструктурой. При этом необходимо иметь в виду, что транспортная инфраструктура Арктической зоны РФ – это комплексная, взаимосвязанная система. Так, сегодня активно развиваются арктические СПГ-проекты, которые стимулируют развитие соответствующей инфраструктуры для морской портовой отгрузки. Постепенно идет реализация проекта «Северный широтный ход», а наличие сухопутного транспортного сообщения – в особенности на востоке Арктической зоны – облегчит обеспечение инфраструктурных проектов кадрами, усилит возможности по продовольственному и хозяйственному снабжению населенных пунктов, где проживают или будут проживать работники портов и иных инфраструктурных сооружений.
В мае глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что объем перевозок по СМП планируется увеличить до 100 млн т к 2030 году. Как следует из самого маршрута, основной потенциал перевозок по СМП – из Европы в Азию и наоборот. В условиях, когда европейские партнеры России не столь активно ориентированы на использование потенциала СМП, это сказывается и на интенсивности роста объема грузоперевозок.
Тем не менее, как следует из данных администрации Севморпути, этот рост все же наблюдается. По итогам 2021-го он составил 8,3% по сравнению с предыдущим годом. Можно предположить, что в будущем, помимо грузов общего назначения, специфичными для СМП станут СПГ и водородное топливо. Как я уже упоминал выше, только в России развивается целый ряд арктических СПГ-проектов. Кроме этого, энергетическая отрасль рассматривает перспективы перевода ряда арктических газовых месторождений на производство водородного топлива – в условиях активного формирования экологичного и перспективного водородного сектора в Европе и странах Азии.
Автор: Игбал Гулиев, заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.