+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.05.2020 15:18:24
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Продолжается обсуждение статуса Лиепайского порта

Министр сообщений Латвии Талис Линкайтс на днях сообщил, что порт Лиепайской специальной экономической зоны (ЛСЭЗ) планируется преобразовать в общество с государственным капиталом, передает издание БК перевод статьи из прессы. В связи с этим портал irliepaja.lv попросил Улдиса Сеска, председателя правления Лиепайской особой экономической зоны, ответить на вопрос, каковы будущие прогнозы для Лиепаи, если она останется без собственного порта?
«Министерство транспорта и правительство в целом объявили реформы в транспортном секторе в качестве одного из приоритетов, поэтому вопрос преобразования всех трех крупнейших портов Латвии – Риги, Вентспилса и Лиепаи – в компании с участием госкапитала регулярно стоит на политической повестке дня. Это одна из намеченных работ и целей Кабинета министров, возглавляемого Артуром Кришьянисом Кариньшем, поскольку в п. 82 правительственной декларации четко говорится: «Мы будем применять принципы управления ОЭСР в крупных портах, увеличивать влияние государства в процессе принятия решений и обеспечивать более эффективное использование ресурсов».

В то же время следует ожидать более конкретной запланированной модели управления Лиепайским портом, подготовленной Министерством транспорта, чтобы иметь возможность более широко прокомментировать, как это может повлиять на экономическое положение Лиепаи и работу порта в целом. Понятно, что управление портом в Лиепае уже отличается от других крупных портовых городов, потому что там порт работает в тесной связи с производством, и Лиепая является крупнейшим производственным центром за пределами Риги с точки зрения производства.

Особенно велика в порту доля местных грузов, которые производятся здесь, в Лиепае, Латвии и даже в Литве. Поэтому модель управления ЛСЭЗ была создана таким образом, чтобы быть максимально эффективной, с участием представителей как бизнес-среды, так и муниципалитета, а также высшего уровня государственного управления из министерств финансов, транспорта и экономики.

Необходимо учитывать и особенности исторического развития, поскольку после восстановления независимости страны Лиепайский порт вообще не существовал как торговый порт.

Там были разрушенные районы без дорог, портовых терминалов, без кораблей и кранов, только полуразрушенные здания, футбольное поле и даже свиноферма. Более 30 затонувших кораблей в акватории порта!

Многие из сегодняшних лиц, принимающих решения, возможно, уже не помнят этого, но даже тогда, 23 года назад, в процессе создания Лиепайской особой экономической зоны шла серьезная дискуссия о том, как улучшить, найти и собрать данные о факторах, способствующих преодолению и развитию экономической депрессии в других странах Европы и мира, в том числе в Ирландии и других местах. Лучшей моделью было совместное управление общей территорией, которая включала в себя деградировавшую территорию военной базы в Каросте, порт промышленной зоны и аэропорт. Это единое управление, в котором высшая государственная гражданская служба работает рука об руку с муниципалитетом города и предпринимателями, оказалось лучшим решением, что отражено на результатах работы ЛСЭЗ сегодня. На мой взгляд, производственные площади неотделимы от порта и аэропорта, потому что только так возможно создать новые рабочие места с конкурентоспособной заработной платой, что обеспечит стабильные налоговые поступления в государственный бюджет в долгосрочной перспективе.

Если цель состоит в том, чтобы использовать портовые ресурсы более эффективно, то нет оснований делать вывод о том, что именно преобразование портов в компанию с участием госкапитала позволит достичь этой цели. Кроме того, статус отчужденного публичного лица не исключает применения эквивалентных механизмов прозрачности, подотчетности и контроля, как это принято в компаниях.

Столичные предприятия Лиепайской особой экономической зоны ведут бизнес на территории Лиепайской СЭЗ.

В настоящее время существует 43 компании, около половины которых являются производственными компаниями, а другая половина – портовыми и логистическими компаниями, что обеспечивает в общей сложности почти 2,5 тыс. рабочих мест с заработной платой, которая выше, чем в целом по стране. Сумма налогов, перечисленных в государственный бюджет в 2018 году, составляет приблизительно €28 млн. Кроме того, есть крупные производители, такие как UPB с 1,9 тыс. рабочих мест, которые не имеют статуса СЭЗ, но тесно связаны с портом и его инфраструктурой.

У меня есть некоторые законные опасения по поводу того, сможет ли госкомпания добиться результатов, которые жители Лиепаи ожидают от порта и экономики. СЭЗ была создана не для того, чтобы заниматься экономической деятельностью в классическом смысле предпринимательства, а в первую очередь для того, чтобы организовать и сделать привлекательными для инвесторов и предпринимателей различные области, которые были заброшены в советские годы. Сегодня там работают промышленные парки и производственные мощности, создаются рабочие места. Это главная задача сегодня, принимая во внимание решение о покупке деградировавшей территории бывшего Liepajas metalurgs. Компания с участием госкапитала, с другой стороны, работает на совершенно иных принципах, и ее главная цель, как это чаще всего бывает в бизнесе, – получать прибыль, зарабатывать, выплачивать дивиденды в государственный бюджет. Но не в развитии территорий, не в создании рабочих мест!

Однако я хотел бы подчеркнуть, что, как уже прокомментировал в средствах массовой информации министр транспорта Т. Линкайтс, точная модель управления все еще находится в процессе разработки».

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions