Скоропорт не идет на сеть
Пока в пресс-службе АСОРПС не готовы предоставить даже предварительные итоги. Но главное, АСОРПС так и не смогла в 2024 году заставить владельца железнодорожной инфраструктуры обеспечить отправку продуктов питания в направлении Восточного полигона. РЖД, по информации ассоциации, не выделяет достаточного количества наряд-заказов для отправки скоропортящейся продукции в направлении Восточного полигона, что приводит к невывозу всего заявленного объема продуктов питания, об этом Михаил Синев, президент АСОРПС, уведомил правительство России еще в апреле 2024 года. Со слов пресс-службы ассоциации, ответ не получен и в начале 2025 года.
«По многим вопросам работа с РЖД планомерно продолжается. Это пока вся информация, которую мне передали», – ответили РЖД-Партнеру в пресс-службе АСОРПС.
Между тем еще в апреле ассоциация сообщала, что стоимость доставки из-за непрогнозируемых сроков отправления продуктов питания растет.
«Многие грузы принимаются ОАО «РЖД» с большим опозданием от согласованных им же дат. Это приводит к тому, что своевременно загруженные товары стоят на терминалах без отправления. Как следствие, растет себестоимость перевозки из-за расходов на хранение и поддержание температурного режима», – сообщается в документе.
Своевременно не принимаются даже субсидируемые Минсельхозом РФ перевозки плодоовощной продукции, добавляют в ассоциации. В результате до 40% от субсидируемого тарифа тратится грузоотправителями на оплату расходов по хранению и поддержанию температурного режима, которых можно было бы избежать при своевременном приеме грузов к перевозке.
Технология перевозки
Скоропортящуюся продукцию в 2024 году железнодорожный монополист перевозил так: или в составе контейнерных поездов, следующих от станции отправления до станции назначения без переформирования и сортировки в пути следования, или применяя повагонную отправку. В первом случае к перевозке предъявлялось не менее 50 крупнотоннажных рефконтейнеров, во втором – от одного контейнера или вагона.
Но ни в первом, ни во втором случае РЖД, если верить АСОРПС, никак не учитывали номенклатуру груза, предъявляемую к перевозке. В ассоциации подчеркивают, перевозчик «ставит перевозку скоропортящихся грузов и продуктов питания в один ряд с другими контейнерными поездами, имеющими меньший приоритет».
«Сложилась ситуация, при которой производители сельхозпродукции и операторы рефконтейнеров и рефвагонов подгадывают погрузку субсидируемых грузов максимально близко к согласованной дате отправления, чтобы минимизировать издержки по хранению и поддержанию температурного режима перед отправлением, а ОАО «РЖД» не принимают их к перевозке», – заключают в АСОРПС.
Если сравнивать объем перевозок в первые 6 месяцев 2024 года с аналогичным периодом 2023 года, то железнодорожные перевозки выросли на 1,4%, до 3,9 млн тонн. Наибольший рост объема перевозок, до 67%, в универсальных контейнерах. Для сравнения, перевозки в крытых вагонах увеличились на 27,2%, а в рефрижераторных контейнерах – на 11%. Спрос на перевозки в рефрижераторных секциях, термос-контейнерах и вагонах-термосах снизился на 45%.
Грузовладельцы признаются, они ищут альтернативы железнодорожным сетям. Правительство России предлагает Северный морской путь (СМП). По нему в минувшем году перевезли в том числе и грузы, требующие особого температурного режима при перевозке. Компания «Полярная звезда» дважды выходила на СМП, в первый раз перевезено 50 рефконтейнеров, во второй – 20 рефконтейнеров с замороженной рыбой. Сроки транзита увеличены из-за задержки в порту.
Сложность перевозки по Севморпути в том, что до сих пор нет расписания регулярных рейсов. Грузовладельцам приходится консолидировать большую партию грузов под конкретное судно. А для накопления партии порожних контейнеров оператору необходимо начинать готовиться практически с весны.
В 2024 году закончился первый шестилетний цикл федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Задача на следующие пять лет, до 2030 года – увеличить объем экспорта более чем до $55 млрд. Об этом в ходе ежегодной стратегической сессии «Российский агроэкспорт» сообщил замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин.
«Цель амбициозна, но вполне достижима», – сказал он.
Для достижения задачи необходимо проводить дальнейшую диверсификацию экспортных потоков, заключил С. Левин.