+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.05.2025 14:18:04
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Китайские компании из ниши электроники активно регистрируют товарные знаки в России – что это значит для рынка

В 2024 году количество заявок на регистрацию иностранных товарных знаков превысило досанкционный уровень на 18% и составило 11,8 тысяч.
Китайские компании из ниши электроники активно регистрируют товарные знаки в России – что это значит для рынка
На российском рынке особенно активны компании из Китая и Беларуси, а также новые игроки, не регистрировавшие знаки до 2022 года, например, из ОАЭ. Об этом говорят результаты совместного исследования ВТБ и компании «Онлайн Патент». При этом активность китайских компаний в регистрации товарных знаков в России после 2022 года действительно значительно выросла, особенно в сфере электроники.

Китай играет «вдолгую»
Динамика отражает не только количественный рост заявок, но и качественные изменения в стратегии китайских брендов, а это уже намного интереснее. Добавлю, что и в общем объеме заявок от зарубежных компаний за последние 5 лет каждая десятая относится к сфере электроники.
О чем говорит увеличение активности китайских компаний? Если коротко – Китай намерен играть «вдолгую», такой подход в принципе присущ ему. Основная причина этому не нова – реорганизация глобальных цепочек поставок. Происходит переориентация и российского рынка на китайских поставщиков.

Проявляется это по-разному:
• Освоение ниш. На примере электроники: китайские компании изначально занимали сильные позиции в сегментах потребительской электроники, но с 2022 года они расширили свои усилия в областях промышленной электроники, силового оборудования и телекоммуникационного оборудования. Например, компании, ранее ориентированные только на потребительские рынки (Realme, Vivo), начали предлагать продукты для корпоративного использования.
• Долгосрочные инвестиции. Нельзя забывать, что регистрация юридического лица не просто сводится к открытию филиала. Сейчас это означает и стратегическую готовность подстраиваться под российское законодательство, локализировать технологии, а иногда и производство.
• Конкуренция между китайскими компаниями. Рост заявок говорит не только о желании занять пустующие ниши, но и об обостряющейся конкуренции между самими китайскими брендами.

 Если раньше наибольшее число заявок приходилось на бренды смартфонов и электроники для дома, то в последние годы китайские компании стали регистрировать марки для телекоммуникационного оборудования (коммутаторы, базовые станции), серверов, промышленных контроллеров, усиливать свои позиции в силовой электронике (инверторы, источники питания). Наверное, не преувеличением будет сказать, что это не просто регистрация новых брендов, а активная экспансия на рынке производственных технологий, где традиционно доминировали западные производители.

Кадровый вопрос
Усилившаяся активность иностранных компаний влияет на ситуацию с кадрами для РФ. Увеличение присутствия китайских и других иностранных компаний стимулирует российскую электронику, но в то же время обостряет кадровую ситуацию, не предлагая радикальных решений.

В сегменте производства электроники, по разным источникам и методам подсчета, дефицит кадров достигает чуть ли не 60%, особенно среди инженеров-технологов и монтажников радиоэлектронной аппаратуры. Темпы подготовки новых кадров отстают от реальных потребностей рынка, что приводит к необходимости привлекать сотрудников из смежных отраслей.
Нехватка специалистов усугубляется высокой текучестью кадров: сотрудников переманивают компании, предлагающие более выгодные условия. При этом уровень подготовки многих кандидатов не соответствует требованиям высокотехнологичных производств. Успешные компании вкладывают ресурсы в сотрудничество с вузами и разработку образовательных программ, но эти усилия пока не приводят к заметному улучшению ситуации.

Это не позволяет масштабировать локальные производства. Многие компании вынуждены переквалифицировать работников и повышать зарплаты, чтобы оставаться конкурентоспособными. В перспективе, если китайские компании произведут значительную локализацию не просто технологий, но и производств, потребуется решать потенциальную угрозу утечки мозгов туда. Важно выстраивать долгосрочные партнерства, ориентированные на передачу технологий и локализацию производства.

Дефицит квалифицированных специалистов – главная проблема всех сегментов электроники. Необходимы инвестиции в образование, включающие создание целевых программ обучения, развитие профильных кафедр и увеличение государственного заказа на инженерные специальности. Это включает мониторинг потребностей кадрового рынка, налоговые преференции для компаний, работающих в высокотехнологичных сегментах, и стимулирование внутреннего потребления через госзаказы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions