+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.06.2022 13:56:34
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

На ПМЭФ эксперты РГО обсудили роль науки в принятии стратегических решений в Арктике

6 июня 2022 года на XXV Петербургском международном экономическом форуме эксперты и партнеры Русского географического общества обсудили роль науки в принятии стратегических решений о формах деятельности человека в Арктической зоне. Сессия «Наука и стратегические решения в Арктике» открыла трёхдневную деловую программу стенда «Арктика — территория диалога» Минвостокразвития России.
В фокусе дискуссии оказались экологические и деловые риски, связанные с развитием присутствия и промышленного освоения Арктики. Каждый спикер с позиции своей науки раскрыл угрозы неподготовленной инвазии в арктическую экосистему. Слабо обеспеченная предварительными научными заключениями деятельность компаний не только наносит вред окружающей среде, но и чревата остановкой крупных инвестиционных проектов, потерей времени и вложенных средств. РГО интегрирует разработки академических институций, обеспечивая ответственные компании данными, необходимыми для принятия решений в интересах устойчивого развития Арктики и собственного бизнеса.

В ходе сессии директор Института пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта Таисия Шепитько заявила о необходимости продолжения научного сопровождения проектируемых, строящихся и уже возведенных объектов транспортной инфраструктуры. Спикер подчеркнула, что инвестиции в научное сопровождение, предваряющее любое строительство, меньше, чем в мониторинг действующих сооружений. «Необходим комплексный инновационный подход в содружестве науки, бизнеса, производства и региональной власти. Например, в ходе четырёх экспедиций в 2019-2021 гг. совместно с РГО мы заложили геомониторинговую сеть, которая позволяет контролировать состояние грунтов на всем протяжении Северного широтного хода — железнодорожной магистрали, которую планируется проложить до Норильска и Дудинки. Это дублёр Северного морского пути — вместе они создают надежную транспортную систему», — отметила она.

Директор Государственного океанографического института имени Зубова Игорь Ивачёв на примере конкретных проектов по заказу бизнеса раскрыл высокую степень рисков работы в арктической зоне. «Мы работаем во всех морях России, и арктические — традиционно сложные, здесь самые суровые гидрометеорологические условия. Без системы морских ретроспективных наблюдений и постоянного мониторинга невозможно построить прогнозную модель оптимальной эксплуатации того же Северного морского пути, от которого зависит благополучие многих бизнесов, — отметил выступающий. — Мы накопили бесценный опыт непрерывных исследований, синхронизируясь с экспедициями РГО — проводили их на Земле Франца Иосифа, Итурупе, только что вернулись с острова Русский».

Заместитель директора по научной работе Института мерзлотоведения имени Мельникова Сибирского отделения РАН Михаил Григорьев отметил важность преемственности научных исследований — не только с позиции мониторинга, но и воспитания кадров. «Спасибо, что в ходе ваших экспедиций — сложных, дорогостоящих, с использованием вертолётов и судов военно-морского флота — мы имеем возможность из молодых ученых делать профессиональных исследователей», — сказал Григорьев, обращаясь к представителям РГО.

Заместитель директора по научной работе Института прикладной геофизики имени Федорова Владимир Минлигареев указал на необходимость мониторинга верхней геосферы. «Космическая погода и изменение геомагнитного полюса Земли — он движется в сторону Таймыра — влияет на состояние Арктики сильнее, чем деятельность человека. Тем более важно отслеживать солнечную активность в преддверии ее ожидаемого пика в 2025 году, — отметил он. — В истории XX века немало примеров, когда повышение активности выводило из строя сложные приборы и приводило у параличу целых индустрий. В ходе экспедиции с РГО нам в апреле 2020 года удалось сделать мировое открытие — определить точное положение южного магнитного полюса Земли. С этим заделом мы продолжаем исследования в российской Арктике».

Заместитель директора по научной работе, главный научный сотрудник Института физики Земли имени Шмидта РАН Алексей Собисевич подчеркнул важность геофизического мониторинга. «Ситуация нуждается в динамическом наблюдении. Например, недавно в ходе совместной с РГО экспедиции на арктические архипелаги на крошечном острове Белуха недалеко от побережья Таймыра была выявлена новая сейсмическая активность. Сеть станций сейсмологических наблюдений способна заранее отслеживать зоны повышенной активности и профилактировать риски».

В завершение дискуссии исполнительный директор Института арктических технологий Московского физико-технического института Юрий Васильев рассказал о планах строительства первого в мире автономного научно-образовательного комплекса на водородной энергии «Снежинка». Одной из ключевых целей проекта является демонстрация возможностей арктической водородной энергетики. Вторая задача — налаживание взаимодействия между промышленностью и прикладной наукой. Этот проект научно-исследовательской международной инфраструктуры в Арктике ранее представили Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. «Снежинка» — это группа полигонов для запуска в серию новых технологий», — отметил спикер.

По его словам, проект «Снежинка» был одобрен странами-участницами Арктического совета и внесен в деятельность рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию.

«В июне 2020 года было открытое голосование всех арктических стран на сессии рабочей группы Арктического совета, абсолютно все страны его поддержали. Норвегия официально стала страной-партнером в этом проекте, остальные страны в рабочем порядке присоединились», — подчеркнул он.

Исторически РГО вносит вклад в изучение Арктики, выступая интегратором масштабных инициатив по развитию арктического региона. Среди них — научно-исследовательская работа, включающая проекты под эгидой ведущих российских ученых с целью изучения геофизических и гидрологических процессов арктических экосистем. Кроме того, РГО проводит мероприятия по экологической безопасности, которые включают мониторинг состояния окружающей среды и очистку местности от техногенного загрязнения. Опора на фундаментальные научные исследования позволяет формировать надежную основу для принятия стратегических решений о формах антропогенного присутствия и решения социальных, экономических, инфраструктурных задач в Арктической зоне Российской Федерации.

Россия является председательствующей страной в Арктическом совете в 2021-2023 гг. Сквозным приоритетом российского председательства является обеспечение ответственного управления в интересах устойчивого развития Арктики. На основе уважения международного права Россия намерена способствовать продвижению коллективных подходов к сбалансированному развитию Заполярья в социальном, экономическом и природоохранном измерениях. Оператором мероприятий основного плана председательства России в Арктическом совете является Фонд Росконгресс.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions