+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.08.2021 16:21:12
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Участники ВЭД ищут места для обязательной маркировки

Генеральный директор Невского терминала Эдуард Кривонос рассказал РЖД-Партнеру, что государство, запустив процедуру обязательной маркировки, пропустило самый важный этап – обсуждение бизнес-процесса с бизнесом и не разработало четкие рекомендации.
Участники ВЭД ищут места для обязательной маркировки
– Эдуард, разъясните: закон требует, чтобы весь товар, ввозимый в Россию, был промаркирован. Сделать это может или производитель товара – он это делает сразу на месте производства, или импортер. Но импортер может это сделать не на складе временного хранения, а на таможенном складе…

– Да. Но важно знать: если после ввоза таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС будет установлено как декларантом, так и таможенным органом, что маркировка, нанесенная на товар/упаковку товара, не содержит полной информации, то у декларанта товаров есть возможность перемаркировать этот товар, поместив его под таможенную процедуру таможенного склада.

Однако (и это весьма существенно и важно) согласно пп. 1 п. 1 ст. 156 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товара под таможенную процедуру таможенного склада является срок годности (реализации) товаров, который не может быть менее 180 календарных дней.

 Но ведь есть товары с меньшим сроком годности или реализации? Как поступают с ними?

– Вот именно с этими товарами очень остро стоит вопрос. Под товары с коротким сроком годности или реализации менее 180 дней уже с момента их производства подпадают пищевые продукты, детское питание, косметические средства, лекарства. И так как, например, свежие фрукты и овощи нельзя поместить под таможенную процедуру таможенного склада с целью перемаркировки ввиду несоблюдения условия по сроку годности или реализации, то у бизнеса остается только два пути: поместить товары под таможенную процедуру реэкспорта или поместить товары под таможенную процедуру уничтожения.

– То есть импортируемый товар уничтожают? Или все-таки чаще отправляют назад?

– Оба эти варианта, очевидно, не способствуют развитию внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности на территории всего ЕАЭС. И не способствуют привлечению иностранных инвестиций. Я считаю, это  правовой пробел, который требуется устранить.

– Например, не импортировать продукцию с коротким сроком годности или реализации?

– Есть другой вариант. Необходимо вообще удалить из ст. 156 ТК ЕАЭС фразу «средствами идентификации». Это даст возможность уполномоченному экономическому оператору, имеющему свидетельство второго и третьего типа, осуществить перемаркировку товара, в случае если после ввоза товара на территорию ЕАЭС будет выявлено несоответствие его требованиям технических регламентов. Сюда, в частности, подпадает перемаркировка товаров, которые нельзя поместить под таможенную процедуру таможенного склада. Это оптимальное решение, которое не несет никаких дополнительных затрат для бюджета.

 А если участникам ВЭД разрешат промаркировать продукцию не на таможенных складах, а на складах временного хранения?

– Да, это альтернативный и даже более рациональный и оптимальный для бизнес-сообщества всего ЕАЭС вариант решения. Положения ст. 102 ТК ЕАЭС остаются неизменными десятилетия, перетекая из кодекса в кодекс. В этом легко удостовериться, посмотрев редакции предыдущих ТК на примере РФ. И такая практика маркировки применяется в иных странах союза.

В то же время обязанность нанесения маркировки на товар перед помещением его под таможенную процедуру возникла относительно недавно, то есть она значительно моложе неизменной редакции в таможенном законодательстве относительно операций с товарами, находящимися на временном хранении.

Операция по маркировке товаров на СВХ не противоречит по смыслу положениям ст. 102 ТК ЕАЭС: товары остаются в неизменном состоянии, а п. 2 ст. 102 не является «закрытым» и позволяет с разрешения таможенного органа осуществлять иные операции, указывая лишь только «в том числе». И в перечне этого «в том числе» нет операций по маркировке товаров, на мой взгляд, лишь потому, что редакция этого пункта остается неизменной с тех пор, когда ни таможенные органы, ни участники ВЭД ничего еще не знали об обязательности маркировки в соответствии с требованиями технических регламентов ТС и ЕАЭС, потому как тогда еще не было даже ТС.

Подчеркну, финансовые расходы участника ВЭД могли бы быть значительно минимизированы путем перемаркировки товара на СВХ. Ведь товары, имеющие короткий срок хранения/годности, нельзя поместить под таможенную процедуру таможенного склада.

– Расскажите пример, как на практике сейчас ввозят продукты с коротким сроком хранения? Фрукты и овощи, например.

– Предположим, в рефрижераторном контейнере, вмещающем в себя 920 коробок, обнаружены 20 коробок с яблоками, на которых нет маркировки.

Итак, задача: перемещать эти 20 коробок под таможенную процедуру таможенного склада для нанесения маркировки закон запрещает – есть ограничение по срокам хранения. Выпускать товар тоже нельзя – нет маркировки. Можно отправить 20 коробок товара обратно продавцу, поместив их под таможенную процедуру реэкспорта. Но сделать это можно только в рефрижераторном контейнере, который вмещает в себя 920 коробок. Стоимость транспортировки перекрывает всю выгоду от сделки. Поместить эти 20 коробок яблок под таможенную процедуру уничтожения возможно только теоретически.

Участник ВЭД может начать сбор разрешающих документов и хранить эти 20 коробок. Но где? На складах таможенного терминала, как правило, условий нет. Возможно хранить в рефрижераторной а/м, что в итоге по финансовым расходам будет несколько дешевле, чем отправить обратно продавцу.

– И какой вариант выбирают участники ВЭД?

– Все описанные выше варианты решения находятся за гранью разумности. Только реэкспорт обойдется в самом лучшем случае от €4 тыс., не считая остальные расходы, связанные с отправкой.

То есть участники ВЭД вынуждены идти по не менее креативному решению проблемы через признание того, что у них отсутствует декларация соответствия товара требованиям технического регламента. Это дает право на условный выпуск товара, но опять же именно это обязывает провести испытания продукции в испытательной лаборатории и зарегистрировать новую декларацию о соответствии на эти 20 коробок, после чего нанести маркировку на упаковку, предоставить ее таможенному органу.

Итого расходы участника ВЭД составили 950 тыс. руб., из которых хранение товара – 900 тыс. руб.

– Абсурдная ситуация…

– Мало того что абсурдная, так еще она мешает развитию внешнеэкономической деятельности. Она не решается уже несколько лет ни на одном уровне: ни наднациональном, ни национальном (в РФ).

В России бизнес-процесс запущен наоборот, то есть сперва признали маркировку обязательной, а теперь разрабатывают правила для нее. Но так не работает. Надо было до введения обязательной маркировки на отдельные категории товаров разработать четкие рекомендации, зафиксировать их на нормативном уровне. Необходимы также нормативы по стоимости материалов для маркировки, макета данных, которые позволят обеспечить целостность маркировки на всем этапе реализации товара.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions