– Роман, какой транспорт, на Ваш взгляд, следует выбирать при организации доставки грузов на маршруте Китай – Европа?
– Самым востребованным, на мой взгляд, является транспортировка по железной дороге. Это обусловлено привлекательным сроком – 17 дней по сравнению, например, с перевозкой морем, которая займет около 34 дней. К тому же отправления по железной дороге, в ряде случаев, могут составить достойную ценовую конкуренцию морскому транспорту. Если говорить про доставку авиасообщением, то она значительно дороже, поэтому ее выбирают клиенты, которым важна оперативность. Автомобильные перевозки не смогут занять какую-либо заметную долю на рынке перевозок на данном маршруте в силу ряда факторов. В первую очередь из-за большого расстояния из точки А в точку В и, как следствие, высоких транспортных затрат.
– Какие грузы из Китая в Европу сегодня в основном выбирают железную дорогу?
– Железнодорожным транспортом в основном доставляются дорогостоящие грузы, оборудование, детали и запчасти для автомобильной промышленности. Стоимость доставки таким способом дороже морской транспортировки, однако ощутимый выигрыш в сроках доставки компенсируют более высокие транспортные затраты владельцев данного рода грузов на логистику. Мы ожидаем, что в скором времени номенклатура грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, расширится. По мере увеличения количества сервисов и частоты отправок будет увеличиваться и объем перевозок, а транспортные затраты снижаться. Все это позволит сервису становиться все более востребованным и популярным.
– Какие преимущества и недостатки транспортировки грузов по железной дороге сегодня Вы можете выделить?
– Повторюсь, основным преимуществом железнодорожных перевозок является короткое транзитное время перевозки по сравнению с морским транспортом. Кроме того, относительно низкая себестоимость перевозки по сравнению с автомобильным и воздушным транспортом. Но главное – это возможность единовременной отправки больших партий товаров (высокая грузоподъемность и регулярный контейнерный сервис). К тому же сегодня перевозка происходит по схеме «от двери до двери». В отличие от морского и воздушного транспорта деятельность железной дороги практически не зависит от погодных условий.
К недостаткам и к специфике железнодорожного транспорта можно отнести нехватку подвижного состава и порожнего контейнерного оборудования. Это приводит к тому, что товар какое-то время может ожидать своей очереди из-за перегрузки груженных контейнеров на границе с Китаем и Россией. Также существует и ряд организационных тонкостей. Например, необходимость разработки схем размещения и крепления, если к отгрузке предъявляются грузовые места, а вес груза брутто превышает 1,5 т. Не способствует привлечению грузов на сеть ограниченный круг перевозчиков, которые предлагают данный сервис на рынке, небольшое количество маршрутов с регулярным контейнерным сервисом и с высокой скоростью доставки.
– Тем не менее, как Вы оцениваете перспективы развития железнодорожных перевозок на данном маршруте?
– У железнодорожных перевозок есть все шансы для дальнейшего развития. Однако для этого необходимо поработать над сервисами, обеспечивающими высокую скорость доставки, и внедрить фиксированные по времени и интервалам маршруты. Тогда железная дорога сможет стать самым оптимальным и эффективным логистическим решением по доставке грузов из Китая в Европу, нежели доставка грузов с использованием автомобильного транспорта.
Беседовала Татьяна Симонова
Автор: Роман Ипатов, директор по интермодальным операциям логистической компании «Даксер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.