+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.03.2020 14:47:49
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

На рынке контейнерных перевозок наблюдается консолидация и укрупнение перевозчиков, а также сокращение цепочки посредников

Контейнерный рынок России, по данным транспортной группы FESCO, по итогам января – февраля 2020-го вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 837 тыс. TEU. В начале марта первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов сообщал, что на 2020 год поставлена амбициозная задача: довести объем транзитных перевозок до 750 тыс. контейнеров. При этом по перевозкам контейнеров в целом задачей является достичь цифры в 6 млн единиц. О том, как сейчас развивается рынок контейнерных перевозок в России, РЖД-Партнеру рассказал доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян.
На рынке контейнерных перевозок наблюдается консолидация и укрупнение перевозчиков, а также сокращение цепочки посредников
 Эмиль Георгиевич, какими тенденциями можно охарактеризовать в настоящее время рынок контейнерных перевозок в России?

– Я бы выделил сегодня три основные тенденции на рынке контейнерных перевозок.

Во-первых, это консолидация и укрупнение перевозчиков, сокращение цепочки посредников. Во-вторых, это превалирование мультимодальных перевозок над мономодальными. В-третьих, отмеченная ранее мультимодальность возможна с развитием пяти- и шестимодульных логистических центров. Кроме того, следует отметить упрощение применения транспортных тарифов, в частности применение упрощенной практики сквозного транзитного тарифа на железнодорожные и автомобильные контейнерные перевозки.

– Каковы перспективы увеличения транзитных потоков? Какие факторы будут этому способствовать?

– Перспектива увеличения транзитного потенциала преимущественно как автомобильного, так и железнодорожного, возможна за счет сокращения сквозных транзитных тарифов транспортировки, сокращения ставок операционного лизинга для транспортных компаний, а также продолжения программы развития многофункциональных пяти- и шестимодульных логистических центров. На мой взгляд, сегодня у России есть весь потенциал ежегодно увеличивать объемы сухопутного транзита на 20–25%.

– О запуске каких новых проектов и сервисов по доставке грузов в контейнерах в текущем году Вы знаете?

– Главные проекты и акценты в 2020 году – инфраструктурные, а также проекты автоматизации на контейнерном рынке. А именно увеличение модульности логистических центров и внедрение для всех как типов контейнеров технологий RFID – ежесекундного учета движения, хранения и процессинга грузовой единицы в режиме реального времени (Track-and-Trace). Я думаю, что совершенствоваться в 2020 году будут сервисы по комбинированным перевозкам Соde Sharing.

– Как Вы считаете, обострилась ли сегодня на рынке контейнерных перевозок конкуренция? За какие грузы и в каких направлениях?

– Безусловно, конкуренция нарастает из года в год и, прежде всего, среди логистических провайдеров за транзитный рынок, а именно за зарубежных клиентов грузоотправителей и грузополучателей, а также на внутреннем рынке за инфраструктурные проекты логистических центров, главная задача которых –снизить и оптимизировать процессинговые тарифы перевозимых контейнерных грузов. Логистические провайдеры всегда и особенно остро в 2020 году будут конкурировать за сроки, себестоимость и качество (уровень брака) оказания услуг клиентам (грузоотправителям и грузополучателям).

– Какие проекты на рынке способствуют увеличению объемов грузоперевозок по целому ряду контейнерных маршрутов, связывающих Европу и Азию, – Новому шелковому пути, транзиту Китай – Европа, Корея – Европа (через Китай), МТК «Север – Юг», МТК «Россия – Вьетнам» и т. д. – и насколько успешно?

– Исторически и по сей день Транссибирская магистраль – самый длинный транспортный коридор в мире. Также на территории страны действуют еще около 20 транспортных коридоров федерального и регионального значения. Главный критерий успеха транспортных коридоров – это рост грузооборота и доли транзита, что наблюдается ежегодно с уровнем прироста 5–7%. Уверен, что потенциал может доходить до 20–25%.

– Какие меры в целом необходимо предпринимать в ближайшее время для снижения расходов и повышения конкурентоспособности трансъевразийских перевозок?

– Это очень комплексный вопрос, требующий одновременного действия следующих мер. Во-первых, необходимо сокращение и оптимизация лизинговых ставок для транспортных и логистических провайдеров на подвижной состав. Во-вторых, применение практики сквозных транспортных транзитных тарифов для иностранных грузоотправителей и грузополучателей. В-третьих, необходимо применение практики белых списков – упрощенного таможенного оформления иностранных грузов компаний, благоприятно зарекомендовавших себя в ВЭД. В-четвертых, следует назвать развитие инвестиционной программы открытия пяти- и шестимодульных центров на всей территории транзитного поля РФ на основе государственно-частного партнерства.

– Каковы, на Ваш взгляд, дополнительные меры по повышению привлекательности транзитных перевозок?

– К дополнительным мерам я бы отнес создание сервисных и обучающих центров при логистических центрах для развития знаний и навыков работы с новыми информационными системами и IT-интеграторами. Сегодня рынку транспортных услуг очень не хватает нового подготовленного персонала для работы в условиях тотальной автоматизации управления транспортными потоками, и контейнерные перевозки не исключение.

– Что сегодня сдерживает переключение грузопотока из стран АТР, в частности из Китая, на маршруты через Россию?

– На мой взгляд, главный сдерживающий фактор – это стоимость транзитного тарифа, который не всегда благоприятен для иностранных, китайских грузоотправителей, и выбирающие тарифы на коридорах bypass (обхода). Главные шаги, которые необходимо предпринять в ближайшее время правительствам Китая и России для создания наиболее комфортных условий для наращивания сотрудничества по этому направлению, – это оптимизация транзитного транспортного тарифа за счет увеличения модульности логистических центров и доведения количества самих центров минимум до 100–120 в 2025 году.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions