– Эмиль Георгиевич, какими тенденциями можно охарактеризовать в настоящее время рынок контейнерных перевозок в России?
– Я бы выделил сегодня три основные тенденции на рынке контейнерных перевозок.
Во-первых, это консолидация и укрупнение перевозчиков, сокращение цепочки посредников. Во-вторых, это превалирование мультимодальных перевозок над мономодальными. В-третьих, отмеченная ранее мультимодальность возможна с развитием пяти- и шестимодульных логистических центров. Кроме того, следует отметить упрощение применения транспортных тарифов, в частности применение упрощенной практики сквозного транзитного тарифа на железнодорожные и автомобильные контейнерные перевозки.
– Каковы перспективы увеличения транзитных потоков? Какие факторы будут этому способствовать?
– Перспектива увеличения транзитного потенциала преимущественно как автомобильного, так и железнодорожного, возможна за счет сокращения сквозных транзитных тарифов транспортировки, сокращения ставок операционного лизинга для транспортных компаний, а также продолжения программы развития многофункциональных пяти- и шестимодульных логистических центров. На мой взгляд, сегодня у России есть весь потенциал ежегодно увеличивать объемы сухопутного транзита на 20–25%.
– О запуске каких новых проектов и сервисов по доставке грузов в контейнерах в текущем году Вы знаете?
– Главные проекты и акценты в 2020 году – инфраструктурные, а также проекты автоматизации на контейнерном рынке. А именно увеличение модульности логистических центров и внедрение для всех как типов контейнеров технологий RFID – ежесекундного учета движения, хранения и процессинга грузовой единицы в режиме реального времени (Track-and-Trace). Я думаю, что совершенствоваться в 2020 году будут сервисы по комбинированным перевозкам Соde Sharing.
– Как Вы считаете, обострилась ли сегодня на рынке контейнерных перевозок конкуренция? За какие грузы и в каких направлениях?
– Безусловно, конкуренция нарастает из года в год и, прежде всего, среди логистических провайдеров за транзитный рынок, а именно за зарубежных клиентов грузоотправителей и грузополучателей, а также на внутреннем рынке за инфраструктурные проекты логистических центров, главная задача которых –снизить и оптимизировать процессинговые тарифы перевозимых контейнерных грузов. Логистические провайдеры всегда и особенно остро в 2020 году будут конкурировать за сроки, себестоимость и качество (уровень брака) оказания услуг клиентам (грузоотправителям и грузополучателям).
– Какие проекты на рынке способствуют увеличению объемов грузоперевозок по целому ряду контейнерных маршрутов, связывающих Европу и Азию, – Новому шелковому пути, транзиту Китай – Европа, Корея – Европа (через Китай), МТК «Север – Юг», МТК «Россия – Вьетнам» и т. д. – и насколько успешно?
– Исторически и по сей день Транссибирская магистраль – самый длинный транспортный коридор в мире. Также на территории страны действуют еще около 20 транспортных коридоров федерального и регионального значения. Главный критерий успеха транспортных коридоров – это рост грузооборота и доли транзита, что наблюдается ежегодно с уровнем прироста 5–7%. Уверен, что потенциал может доходить до 20–25%.
– Какие меры в целом необходимо предпринимать в ближайшее время для снижения расходов и повышения конкурентоспособности трансъевразийских перевозок?
– Это очень комплексный вопрос, требующий одновременного действия следующих мер. Во-первых, необходимо сокращение и оптимизация лизинговых ставок для транспортных и логистических провайдеров на подвижной состав. Во-вторых, применение практики сквозных транспортных транзитных тарифов для иностранных грузоотправителей и грузополучателей. В-третьих, необходимо применение практики белых списков – упрощенного таможенного оформления иностранных грузов компаний, благоприятно зарекомендовавших себя в ВЭД. В-четвертых, следует назвать развитие инвестиционной программы открытия пяти- и шестимодульных центров на всей территории транзитного поля РФ на основе государственно-частного партнерства.
– Каковы, на Ваш взгляд, дополнительные меры по повышению привлекательности транзитных перевозок?
– К дополнительным мерам я бы отнес создание сервисных и обучающих центров при логистических центрах для развития знаний и навыков работы с новыми информационными системами и IT-интеграторами. Сегодня рынку транспортных услуг очень не хватает нового подготовленного персонала для работы в условиях тотальной автоматизации управления транспортными потоками, и контейнерные перевозки не исключение.
– Что сегодня сдерживает переключение грузопотока из стран АТР, в частности из Китая, на маршруты через Россию?
– На мой взгляд, главный сдерживающий фактор – это стоимость транзитного тарифа, который не всегда благоприятен для иностранных, китайских грузоотправителей, и выбирающие тарифы на коридорах bypass (обхода). Главные шаги, которые необходимо предпринять в ближайшее время правительствам Китая и России для создания наиболее комфортных условий для наращивания сотрудничества по этому направлению, – это оптимизация транзитного транспортного тарифа за счет увеличения модульности логистических центров и доведения количества самих центров минимум до 100–120 в 2025 году.
Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.