– Без каких элементов невозможно представить модернизацию складской логистики?
– Без автоматизации и цифровизации. Первое и главное – уход от визуальных методик идентификации товара. Каждый складской товар должен идентифицироваться с помощью цифровых средств: штрихкодирование, RFID, Data Matrix – вариантов масса. Такое кодирование должно содержать максимум информации и быть интегрировано в систему складского учета.
Главная задача модернизации складской логистики – уменьшение количества людей и увеличение количества машин на всех этапах. Конечно, идеальный вариант – полностью роботизированный склад. Например, склад запчастей Volkswagen в Дрездене считается самым известным «идеальным» складом в мире, но это очень дорого. Внутри совсем нет людей, только операторы, а все остальное делают роботы. Российский пример близкого к этому уровню автоматизации – это аптечный склад компании «Самсон-Фарма» на Кузнецком мосту.
– Какие можно выделить наиболее бюджетные (и окупаемые) способы повышения эффективности работы склада?
– Если говорить о складе как об объекте, то первый и главный вопрос, который влияет на эффективность, – это уровень автоматизации. Она может касаться физических процессов подбора товара, когда в дело вступают, например, роботы-манипуляторы, но это очень затратно, а может – документооборота, прохождения заказа по складу, механизма контроля и всего, что обеспечивает функционирование складских бизнес-процессов.
Если говорить о способах повышения эффективности работы, то второй вариант однозначно обходится в разы дешевле и зачастую дает больше результатов, приводит к сокращению персонала, расширению количества фактических рабочих дней – программам все же все равно, когда принимать заказы.
Автоматизацию бизнес-процессов можно решать как с помощью стороннего ПО от вендоров и пакетных решений, так и своими силами. Для нас, как и в целом для дистрибьюторов чувствительных товаров, к которым относится фарма, парфюмерия, продукты питания премиум-сегмента, эффективнее разработать свое ПО. Коробочный продукт придется каждый раз пересобирать под конкретный склад, и это будет дороже. Хотя, конечно, такие решения гораздо эффективнее для больших холдинговых компаний, обладающих с четким набором процессов, которые можно масштабировать под жестко определенный набор программ.
– Какие изменения произошли на рынке в связи с актуальной экономической ситуацией?
– Сейчас очень сильно развивается е-commerce. Кроме того, наблюдается тенденция по уменьшению объема средних заказов по рынку и увеличения их количества. Сейчас проще купить 100 упаковок, продать и купить еще раз 100, чем купить один раз 1000 и месяц продавать. Люди начали экономить место хранения и деньги в обороте – это общая тенденция, которая, к сожалению, будет продолжаться. Но игроки, которые осуществляют крупное хранение, наоборот, от этого выиграли, у них выросли стоки.
– Выгодно ли вкладываться в складскую логистику для формирования базы для развития после пандемии?
– В складскую логистику выгодно вкладываться, потому что люди всегда будут что-то покупать. Вопрос: в какую часть складской логистики вкладываться? На данный момент в России логистические центры разбросаны крайне неравномерно: есть крупные комплексы в Москве и Московской области и плохо развитые перевалочные базы в регионах. А учитывая размер страны, доставлять из Москвы во Владивосток получается дорого. По моим наблюдениям из поездок в качестве аудитора, чем дальше от Москвы, тем хуже физическое состояние складов. Даже если они хорошо построены, то складские площади находятся не в лучшем состоянии. Исключение – базы вблизи городов-миллионников. В целом большие склады на всей территории России находятся в значительно лучшем состоянии, чем маленькие.
Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.