+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.01.2021 14:37:21
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Маркировка товаров: путь к честному рынку или непосильная ноша?

Уже несколько лет в России действуют пилотные проекты по маркировке продукции. Планируется, что к 2024 году действие национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров будет распространяться на все товарные категории. Подробнее об этом и, в частности, о маркировке при импорте в Россию рассказала тренер SCM Академии Зульфия Рахимова.
Маркировка товаров: путь к честному рынку или непосильная ноша?
– Зульфия, для чего вообще нужна маркировка импортируемых товаров?

– Маркировка продукции призвана представить конечному потребителю и контролирующим органам полную и достоверную информацию о товаре. Она содержит наименование ввозимой продукции, данные о стране-изготовителе, информацию о производителе, сведения об импортере, характеристики товара и т. д. В своей основе идея об обязательной маркировке призвана защитить потребителя от контрафактной и фальсифицированной продукции.

– Как складывался процесс введения цифровой маркировки в России?

– Он начался с фармацевтической отрасли. В феврале 2015 года было принято решение разработать федеральную государственную информационную систему (ФГИС), позволяющую вести мониторинг движения лекарственных препаратов от производителя к потребителю с помощью маркировки. Разработка такой системы, а затем и проведение эксперимента были поручены ФНС России.

Впрочем, в короткие сроки и многие другие группы после тестирования и обкатки системы перешли в разряд товаров, подлежащих обязательной регистрации. Среди них к концу 2020 года оказались обувь, часть текстиля, парфюмерия и шины. Согласно принятым постановлениям, с 2021-го их продажа без DataMatrix-кода на этикетках – вне закона.

– Без исключений?

– Так не бывает! Это же все еще в каком-то смысле переходный этап. К примеру, необязательно наносить маркировку на пробники духов или флаконы объемом до 3 мл. Собственно, образцы и экспонаты в целом обычно не попадают под требования законов о маркировке, например, если их привозят участники международных выставок и ярмарок. Также лояльно относятся и к предметам гуманитарной и международной технической помощи. Вправе не обращать внимания на маркировку и магазины Duty Free. И это далеко не полный список исключений.

– А какие товарные группы уже на подходе?

– Планируется, что к 2024 году действие национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров будет распространяться на все товарные категории. Сейчас проводятся эксперименты по маркировке средствами идентификации упакованной воды (до 01.03.2021 г.), молочной продукции (до 31.01.2021 г.), велосипедов и велосипедных рам (до 31.05.2021 г.), кресел-колясок (до 01.06.2021 г.).

– Какой все-таки сложился реальный опыт взаимодействия с системами маркировки и отслеживания у игроков рынка?

– У каждой отрасли, что неудивительно, свой. От коллег в фармацевтике я знаю, что для них этот процесс оказался уж очень затратным, да еще и привел к перебоям с поставками лекарств. Для корректной работы необходимо совместить информацию в коде с текущей учетной системой, при этом в 2D-сканере для работы с цифровой маркировкой должно быть предусмотрено несколько типов интерфейсов: USB, micro USB, USB type C, Bluetooth. Зато использование кодов привело к минимизации ручной обработки.

Те, кто занимается парфюмом, сообщают о технических сбоях в ФГИС, иногда фиксируют медленную работу системы. Под вопросом для них – что делать с остатками немаркированной продукции. Если она поступила в оборот до 1 октября 2020 года, можно будет ее продавать до конца сентября 2021-го. Однако что будет дальше, непонятно, ведь парфюм – дорогостоящий товар с длинным сроком реализации. Наконец, грузом стало обязательное внедрение Track&Trace.

В молочной отрасли при импорте не все заводы готовы маркировать продукцию, если объем на РФ идет небольшой. При этом при низкой цене (масс-маркет) отмечается высокая себестоимость единицы товара.

– То есть процесс явно будет недешевым?

– Конечно. Он сопряжен с целым рядом затрат. Во-первых, коды. Постановление РФ № 577 утверждает стоимость одного маркировочного кода в размере 50 коп. без НДС и 60 – с добавочной стоимостью. Это непосредственно заказ и выдача. Отдельно придется заплатить за печать, отдельно – за считывающее оборудование. Так, двухмерные сканеры обойдутся бизнесу от 4 до 10 тыс. руб. Новые онлайн-кассы – от 15 до 70 тыс. руб. Складам понадобится терминал сбора данных (от 20 до 100 тыс. руб.). Наконец, придется обновить кассовую программу (от 1,5 до 8 тыс. руб. на каждую кассу) и товароучетную систему (от 3 до 25 тыс. руб.).

Это базовые траты, без учета работы программистов, получения электронной подписи, регистрации в системе «Честный знак» и т. д.

Ради белого рынка всем его участникам придется затянуть пояса. Тем не менее есть надежда, что такое положение дел действительно станет стимулом для честных игроков и гарантом для покупателей.

Беседовала Юлия Чернышевская

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions