+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.01.2021 14:37:21
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Маркировка товаров: путь к честному рынку или непосильная ноша?

Уже несколько лет в России действуют пилотные проекты по маркировке продукции. Планируется, что к 2024 году действие национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров будет распространяться на все товарные категории. Подробнее об этом и, в частности, о маркировке при импорте в Россию рассказала тренер SCM Академии Зульфия Рахимова.
Маркировка товаров: путь к честному рынку или непосильная ноша?
– Зульфия, для чего вообще нужна маркировка импортируемых товаров?

– Маркировка продукции призвана представить конечному потребителю и контролирующим органам полную и достоверную информацию о товаре. Она содержит наименование ввозимой продукции, данные о стране-изготовителе, информацию о производителе, сведения об импортере, характеристики товара и т. д. В своей основе идея об обязательной маркировке призвана защитить потребителя от контрафактной и фальсифицированной продукции.

– Как складывался процесс введения цифровой маркировки в России?

– Он начался с фармацевтической отрасли. В феврале 2015 года было принято решение разработать федеральную государственную информационную систему (ФГИС), позволяющую вести мониторинг движения лекарственных препаратов от производителя к потребителю с помощью маркировки. Разработка такой системы, а затем и проведение эксперимента были поручены ФНС России.

Впрочем, в короткие сроки и многие другие группы после тестирования и обкатки системы перешли в разряд товаров, подлежащих обязательной регистрации. Среди них к концу 2020 года оказались обувь, часть текстиля, парфюмерия и шины. Согласно принятым постановлениям, с 2021-го их продажа без DataMatrix-кода на этикетках – вне закона.

– Без исключений?

– Так не бывает! Это же все еще в каком-то смысле переходный этап. К примеру, необязательно наносить маркировку на пробники духов или флаконы объемом до 3 мл. Собственно, образцы и экспонаты в целом обычно не попадают под требования законов о маркировке, например, если их привозят участники международных выставок и ярмарок. Также лояльно относятся и к предметам гуманитарной и международной технической помощи. Вправе не обращать внимания на маркировку и магазины Duty Free. И это далеко не полный список исключений.

– А какие товарные группы уже на подходе?

– Планируется, что к 2024 году действие национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров будет распространяться на все товарные категории. Сейчас проводятся эксперименты по маркировке средствами идентификации упакованной воды (до 01.03.2021 г.), молочной продукции (до 31.01.2021 г.), велосипедов и велосипедных рам (до 31.05.2021 г.), кресел-колясок (до 01.06.2021 г.).

– Какой все-таки сложился реальный опыт взаимодействия с системами маркировки и отслеживания у игроков рынка?

– У каждой отрасли, что неудивительно, свой. От коллег в фармацевтике я знаю, что для них этот процесс оказался уж очень затратным, да еще и привел к перебоям с поставками лекарств. Для корректной работы необходимо совместить информацию в коде с текущей учетной системой, при этом в 2D-сканере для работы с цифровой маркировкой должно быть предусмотрено несколько типов интерфейсов: USB, micro USB, USB type C, Bluetooth. Зато использование кодов привело к минимизации ручной обработки.

Те, кто занимается парфюмом, сообщают о технических сбоях в ФГИС, иногда фиксируют медленную работу системы. Под вопросом для них – что делать с остатками немаркированной продукции. Если она поступила в оборот до 1 октября 2020 года, можно будет ее продавать до конца сентября 2021-го. Однако что будет дальше, непонятно, ведь парфюм – дорогостоящий товар с длинным сроком реализации. Наконец, грузом стало обязательное внедрение Track&Trace.

В молочной отрасли при импорте не все заводы готовы маркировать продукцию, если объем на РФ идет небольшой. При этом при низкой цене (масс-маркет) отмечается высокая себестоимость единицы товара.

– То есть процесс явно будет недешевым?

– Конечно. Он сопряжен с целым рядом затрат. Во-первых, коды. Постановление РФ № 577 утверждает стоимость одного маркировочного кода в размере 50 коп. без НДС и 60 – с добавочной стоимостью. Это непосредственно заказ и выдача. Отдельно придется заплатить за печать, отдельно – за считывающее оборудование. Так, двухмерные сканеры обойдутся бизнесу от 4 до 10 тыс. руб. Новые онлайн-кассы – от 15 до 70 тыс. руб. Складам понадобится терминал сбора данных (от 20 до 100 тыс. руб.). Наконец, придется обновить кассовую программу (от 1,5 до 8 тыс. руб. на каждую кассу) и товароучетную систему (от 3 до 25 тыс. руб.).

Это базовые траты, без учета работы программистов, получения электронной подписи, регистрации в системе «Честный знак» и т. д.

Ради белого рынка всем его участникам придется затянуть пояса. Тем не менее есть надежда, что такое положение дел действительно станет стимулом для честных игроков и гарантом для покупателей.

Беседовала Юлия Чернышевская

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions